О новых бюстах в нашем городе

 

Недавно в Новочеркасске появился и был торжественно открыт очередной памятник – бюст академика пейзажной живописи Логина Христиановича Фрикке. Он стал уже пятым монументом из числа размещённых в пределах одного квартала: на Платовском проспекте — между Атаманской улицей и площадью Ермака.

* * *

Открытие бюста Л.Х. Фрике состоялось 15 сентября. Так как о его открытии широкого оповещения общественности города не было, а день был будним, то большого наплыва горожан к месту события не наблюдалось. Этот недостаток компенсировался размещением здесь учащихся детской художественной школы (ДХШ) имени другого академика живописи из числа новочеркасцев – Н.Н. Дубовского, сидевших на стульчиках с альбомами и карандашами в руках и делавших зарисовки; а также присутствием педагогов ДХШ и иных бюджетников из других учреждений культуры нашего города.
Так как движение по проспекту Платова на этом участке перекрыто не было, а звукоусиливающая аппаратура не использовалась, то выступавшим у новооткрытого бюста лицам приходилось напрягать голос, а слушателям – слух. Но до слушателей зачастую долетали не произносившиеся ораторами фразы, а лишь их обрывки. Поэтому было трудно понять, например, на каком основании пейзажист Логин Христианович Фрикке именуется не просто талантливым, а именно ВЕЛИКИМ (для большей убедительности определение это даже закреплено надписью на постаменте новооткрытого бюста). Или, например, на каких работах живописца (помимо вида окрестностей Новочеркасска с кирпичным зданием и стоящей рядом с ним высокой кирпичной трубой) воспроизведены уголки именно донской природы.
Сейчас в электронных СМИ фигурирует весьма спорная фраза, относящаяся к жизни и творчеству Логина Фрикке. А именно: «Долгое время его имя было предано забвению». Но кем и когда это было сделано? Никаких указаний властей досоветского и советского периодов на этот счёт не обнаружено. А вот то, что потомки живописца до недавнего времени не только не занимались пропагандой его жизни и творчества, но и сами не интересовались ими, так это – их собственное упущение.
В общих чертах о жизни и творчестве Л.Х. Фрикке (1820 – 1893) на сегодняшний день известно следующее.
Он был сыном обрусевшего немца — помощника инспектора классов имевшейся в Санкт-Петербурге императорской академии художеств. Уже в юном возрасте у Логина проявилось художественное дарование, и он стал обучаться в академии, в которой служил его отец. За исполненные в период своей учёбы пейзажи Фрикке несколько раз удостаивался наград — медалей различных степеней. А после завершения учёбы он получил от академии поощрение в виде поездки за границу для совершенствования там своего мастерства художника-пейзажиста.
О дальнейшем жизненном пути Л.Х. Фрикке изданная на рубеже XIX и XX веков (то есть через десяток лет после смерти художника) энциклопедия Ф.А. Брокгауза и А.И. Ефрона сообщает следующее: «Проведя шесть л?т в Италiи, в 1874 г. возвратился въ СПб. И за работы, исполненные за границею, был возведёнъ в званiе академика. Посл того являлся со своими произведенiями на академическихъ выставкахъ только два раза: въ 1854 и 1855 гг.».

* * *

К этому времени Логин Фрикке уже был обременён семьёй: он женился на дочери такого же, как и его отец, обрусевшего немца – на Елизавете Роллер, отец которой был арендатором земель Донского казачьего войска. Но после последовавшей вскоре смерти отца Логина Фрикке его семье пришлось освободить казённую квартиру, принадлежавшую академии художеств. После чего академик живописи и его жена перебрались из имперской столицы в столицу казачьего Дона – в Новочеркасск, где жили Роллеры-старшие (родители Елизаветы).
Для всех пейзажей, писавшихся Логином Фрикке, была присуща тщательность прописки не только передних, но и задних планов его картин. Это придавало картинам дробность и условность: удалённые от глаз зрителя деревья заднего плана имели листья, выписанные столь же тщательно, что и листья деревьев плана переднего. «Картины Фрикке отличаются точностью рисунка и врною передачею линейной перспективы, но условны и вялы въ тонахъ» — говорится по этому поводу в уже цитированной нами энциклопедической статье.
А в конце той статьи также сказано, что академик пейзажной живописи Фрикке «вскор совсемъ бросилъ художественное поприще, поселился в Крыму, гд и умеръ». О том же, где тело покойного было предано земле (в Крыму или же на Дону), в энциклопедической статье не сообщается. О том, что Л.Х. Фрикке в Крыму жил и работал продолжительное время, свидетельствует наличие большого числа репродукций написанных им там картин.
Каковы же заслуги этого живописца перед нашим городом, в котором при каждом новом мэре тем либо иным образом увековечивается память о Л.Х. Фрикке? (Первоначально на доме, который принадлежал пейзажисту, была установлена мемориальная доска; затем его именем была названа одна из новых улиц Новочеркасска; а недавно перед бывшим домом художника установлен его бюст, который был торжественно открыт 15.09.20017 г.)
Художник-пейзажист Н.Н. Дубовской, например, передал музею истории донского казачества собранную им коллекцию картин художников-передвижников, которая заполняет музейный зал. Другой донской пейзажист – И.И. Крылов – тоже оставил нашему городу не один десяток своих живописных работ, которые находятся в его доме-музее и в имеющемся при нём выставочном зале. В доме-музее М.Б. Грекова также есть полотна этого художника-баталиста. А из многочисленных пейзажных работ Л.Х. Фрикке в Новочеркасске в наличии оказалась всего лишь одна: она якобы хранится в музее истории донского казачества.
Но бюстов художников Дубовского и Крылова в нашем городе нет. А бюст пейзажиста Фрикке в Новочеркасске теперь имеется! Ибо отыскались лица, заинтересованные в наличии в нашем городе именно бюста Фрикке. А лиц, заинтересованных в наличии на улицах Новочеркасска бюстов (либо иных изваяний) художников Дубовского и Крылова, в нашем городе почему-то не нашлось. Зато тихо и незаметно правее клуба бывшего училища связи в Новочеркасске появился бюст маршала Советского Союза В.И. Чуйкова, который был четвёртым монументом в пределах одного квартала (до тех пор, пока здесь не появился уже пятый монумент – бюст живописца Фрикке).

Павел Чернов.

О новых бюстах в нашем городе: 4 комментария

  1. Когда училась в ЛГИК им. Н.К. Крупской в Ленинграде, то на предмете «История искусства» от нас требовали знать все только ОСНОВНЫЕ памятники и мемориальные доски города, но и кому, кто автор, на какой улице. А их там столько! Чуть ли не на каждом углу. Наверное это правильно. Нас учили, чтобы студенты знали историю Северной столицы, раз уж выбрали ВУЗ, в котором он находится.

  2. Павел, вы написали эту сталью не ознакомившись с документами о художнике и его работами которые находятся в Третьяковской Галерее, Русском музее, Эрмитаже и др. музеях. Новочеркасск должен гордиться, что академик
    пейзажа здесь жил и похоронен на нашем городско кладбище. Стыдно писать со слов, которые нашептала вам бабушка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *