Нередко можно слышать, что стоящий на площади Ермака Вознесенский собор строился 100 лет. Эта версия рождена тем, что от момента закладки главного храма Донских казаков до его освящения в самом деле прошел целый век. За это время было две неудачные попытки возвести его, и лишь строительство третьего, ныне существующего собора, увенчалось успехом, и притом, в очень сжатые сроки. Но — все по порядку.
Планом застройки новой столицы Земли Донских казаков, утвержденным 31 декабря 1804 года императором Александром I, намечалось строительство Войскового соборного храма на ее главной площади. 18 мая (30 по новому стилю) 1805 года в церковный праздник Вознесения господня состоялась закладка Нового Черкасска и собора. В закладке «первого камня» участвовали Воронежский епископ Арсений, основатель города атаман М.И. Платов, представители станиц, войсковые части.
К строительству собора, однако, приступили не сразу. Власти Земли донских казаков хотели, чтобы их главный храм по своим размерам и красоте был одним из первых в Российской империи. Но для этого требовались большие средства и время на подготовительные работы. Лишь в 1811 году началось возведение собора, проект которого составил Петербургский архитектор Луиджи (Алозий) Руска* (1762-1822), много проектировавший для Новочеркасска. Строился собор довольно долго. Только в 1846 году его строительство подошло к завершению. Начали уже сводить главный купол, но он вдруг рухнул. Комиссия, разбиравшая причины аварии, в числе основных отметила следующие: ненадежное основание (коварство геологического строения Бирючекутской возвышенности испытали на себе многие капитальные постройки города); «дурное» качество основных строительных материалов — известняка-ракушечника и известкового раствора; некачественная кладка фундамента, а также слабые пилоны (внутренние столбы) и подпружные арки под барабаном главного купола.
После неудачи со строительством первого собора, через шесть лет, то есть в 1852 году, на том же месте началось сооружение второго, теперь уже по проекту строительного академика И.О. Вальпреде или Вальпреда (1805-1870-е гг.). Для большей надежности в качестве главного строительного материала решено было использовать не местный известняк-ракушечник, а кирпич. Однако, и на этот раз завершить строительство храма не удалось. В 1863 году, когда дело, казалось, подходило к концу, произошло обрушение главного купола и арок, на которых он покоился. Считают, что причиной тому была спешка — барабаны купола возвели на не успевших набрать нужную прочность подпружных арках. После долгих обсуждений случившегося решено было разобрать частично разрушенный храм и начинать все заново. Но сделать это оказалось не просто. Фигурально выражаясь, можно сказать, что под обломками двух недостроенных соборов были погребены огромные средства — около трех миллионов рублей. Для того, чтобы собрать деньги на новое строительство, потребовалось двадцать семь лет. Но от намеченного основателем города атаманом М.И. Платовым казаки не отступили.
Проект третьего собора был заказан академику архитектуры А.А. Ященко**. В марте 1891 года его проект был утвержден и учреждена соборостроительная комиссия. Уже в августе под руководством Ященко началась подготовка котлована под собор и заготовка материалов. В следующем году котлован довели до проектной глубины (более 14 метров) и началось возведение фундамента в виде сплошного массива бутовой кладки на известковом растворе. Для контроля качества используемых строительных материалов была создана специальная лаборатория, а позже строительство было оснащено собственным водопроводом и даже электростанцией (для города это было новинкой). В 1893 году на место умершего Ященко заступил архитектор И.П.Злобин. После завершения подготовительных работ, в торжественной обстановке была совершена официальная закладка соборного храма. Следующие два года шла кладка подвальной части собора. Кстати, в связи с большой потребностью качественного кирпича (всего на возведение собора израсходовано около15 миллионов штук) в городе был построен кирпичный завод производительностью 2 миллиона штук в год.
В 1896 г. строительство собора возглавил инженер-полковник К.Х.Лимаренко. В 1897 году было завершено возведение верхнего подвала и перекрытий, началась кладка цоколя из гранитных блоков весом от 0,8 до 1,5 тонны. В следующие два года были выполнены основные работы по надземной части собора. Таким темпам может позавидовать и современная высокомеханизированная стройка. О том, какими приспособлениями и «средствами механизации» пользовались строители собора, хорошо рассказано в романе Г.А. Семенихина «Новочеркасск» (книга 2-я). Там, кстати, есть примечательный разговор с одним из строителей собора:
« — Собор-то своими руками строишь, хоть бога особенно и не почитаешь.
— Ну, знаешь, золотой мой земляк, мало ли что… Собор — дело иное. Он не только для верующих создается. Это же какое украшение города будет!..».
К концу 1900 года собор вчерне считался законченным. Главным событием того года было безусловно возведение железобетонной полусферы главного купола с внешним диаметром более 20 метров. Его бетонирование потребовало 36-часовой непрерывной и напряженнейшей работы строителей. Купола, поверх железобетонных утепленных оболочек покрывались ажурными металлическими стропилами, а потом медными листами и позолотой. Над всеми куполами были поставлены золоченные восьмиконечные кресты, а на колокольне подвешены колокола.
В 1901 году были закончены штукатурные и скульптурные работы, установлены стальные переплеты и остеклены все 136 окон. Фирма Зигель оборудовала собор системой отопления и вентиляции. Входы в собор оформились гранитными крыльцами. Оставались работы по окончательной отделке и оборудованию интерьеров.
Вознесенский собор оказался третьим не только по числу попыток возвести главный донской храм, но и по своим размерам. Он уступал тогда лишь Петербургскому Исаакию да Московскому храму Христа Спасителя. Вот его параметры: размер собора в плане снаружи 62х70 метра, высота надземной части — 74,6 метра, вместительность — до пяти тысяч человек, подземная часть собора представляет собой двухъярусный подвал.
В 1903 году членами «С.-Петербургского общества художников» и местными живописцами (А.П.Хотулев, Е.Г. Черепахин и др.) были расписаны своды и стены храма. Иконостас и мраморные полы выполнила Ростовская фирма Тонитто. Одновременно с этим благоустраивалась соборная площадь. 20 июля 1902 г. Войсковой совет издал распоряжение «О разрешении работ по устройству мостовой и скверов на площади соборного храма в Новочеркасске». Кредит на эти работы выдавался частями на 1902 и 1903 годы. 6 мая 1903 г. на площади был заложен и ровно через год открыт памятник Ермаку.
К концу 1904 года в соборе были завершены все оформительские работы. Их стоимость составила свыше 500 тысяч рублей, или более четверти всех затрат на его возведение. 6 мая 1905 г., ровно через сто лет после закладки, собор был торжественно освящен и стал действующим.
Вот такой долгой и сложной оказалась история строительства Вознесенского кафедрального собора в столице области Войска Донского. По этому поводу хочу привести слова К.Х. Лимаренко — главного строителя собора и автора книги «Войсковой соборный храм в гор. Новочеркасске»: «…после столетнего периода ожидания, войско Донское имеет в своем областном городе величественный собор, представляющий собой прекрасный памятник нового византийского стиля и являющийся одним из лучших храмов этого стиля во всей России».
В 1911 году был перевезен из С.-Петербурга и установлен на южной стороне площади памятник генералу Я.П. Бакланову (автор — архитектор Н.В. Набоков). В том же году осенью в усыпальнице собора были помещены останки выдающихся военных деятелей Дона: М.И. Платова, В.В. Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова и архиепископа Иоанна.
Но не прошло и четверти века, как погасло «Второе солнце Дона». Вознесенский собор, подвергся варварскому разорению: позолоченные медные листы с куполов были содраны; сброшены кресты и колокола, исчезли иконы и церковная утварь (стране Советов требовался драгметалл!); мраморные плиты полов оказались на строительстве Ростовского драмтеатра. Осквернили и усыпальницу великих предков.
Более десяти лет собор использовался как ангар и склад. Служба в нем возобновилась перед освобождением города от немецко-фашистских оккупантов.
…Когда в 1946 году я впервые поднимался по Красному спуску к Собору, его купола зияли обнаженными ребрами металлических стропил. И лишь в 1950-51 годах, а не в 1946 или 1947, как утверждают некоторые историки, их покрыли оцинкованными листами. Затем были проведены ремонтные и частично реставрационные работы.
С 1970-х годов о соборе стали писать как о достойном внимания архитектурном сооружении. Он был признан памятником архитектуры республиканского значения.
В 1989 году, после 60-летнего молчания, подали голос колокола кафедрального собора, а вскоре началась очередная реставрация, обещавшая возвратить ему первоначальный облик. Купола перекрыли медными листами, привели в порядок усыпальницу. Однако экономический хаос, воцарившийся в стране в 90-х годах, приостановил работы на соборе. Еще почти десять лет простоял он обшарпанным с почерневшими медными куполами, с затопленным нижним подвалом.
И только к концу 2000 года наконец-то нашлись необходимые средства на проведение реставрации фасадов Вознесенского собора. Весной 2001 года специалисты ООО «Реставратор» из ассоциации «Ростовский строительный дом» приступили к выполнению проекта архитектора Ю.Н. Солнышкина. К концу 2002 г. наружные работы на соборе (кроме золочения куполов) были закончены. На них израсходовали 50 млн. рублей. Теперь предстоит реставрация интерьеров храма, которая потребует серьезной подготовки и немалых средств. Но тут появилась идея перемостить площадь искусственной брусчаткой, долговечность которой весьма сомнительна, однако обойдется примерно в 30 млн. рублей. А для привлечения туристов решено сделать подсветку собора и на его фоне давать проекционное изображение Христа! Это еще не менее 10 млн. рублей! Вот такие грандиозные планы зреют накануне двойного юбилея — 200-летия города и 100-летия Вознесенского собора. А вода в подвале собора так и стоит…