Так жить хотелось… и любить…

Вся жизнь – театр!

 

… На малой сцене творилось Великое Действо! Радость переплеталась с горем, смех – со слезами. Горя и слез было больше – такова судьба казачья в первой четверти 20-го века.
Малая сцена – удивительная вещь. В первые же минуты спектакля стирается тонкая грань между сценой и зрительным залом. Собственно, сцены-то и нет. Один пол, одна земля. Одна судьба нашего народа.
В этом году на малой сцене в Донском театре драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачьего драматического) идут «Казачки»: ударение – на втором слоге, это спектакль больше о женщинах Тихого Дона, о женах, матерях, дочерях казачьих, о невестах и вдовах. Это инсценировка известных рассказов Михаила Шолохова и Федора Крюкова. Режиссер постановки — Наталья Лебедева.
Спектакль очень короткий – час с небольшим, но вмещает он столько событий, чувств, эмоций, что запоминается не на один день, остается в памяти надолго, заставляет возвращаться к нему еще и еще раз, осмысливать, заглядывать в книги великих донских писателей.
Перед зрителями две истории – просто из жизни.
Первая – о казачке Наталье. Она верно ждет любимого мужа, который служит царю и Отечеству в Петербурге, в атаманском полку. Ловит от него каждую весточку! Но вот появляется ухажер, пытается воспользоваться одиночеством Натальи. А она его отвергает. И несостоявшийся любовник распускает о молодой женщине грязные слухи, которым верят станичники, родители мужа и, увы, сам муж – казак Петр Нечаев. Не выдержала Наталья, наложила на себя руки…
Герои второй истории – казак Гаврила и его жена Артемьевна — потеряли на войне единственного сына Петра. Не верили в его гибель, ждали. Полушубок справили: а вдруг зимой придет с войны? Холодно… А потом вернулся в хутор Прохор Лиховидов, он с Петром в одном полку служил. И не осталось у стариков надежды…
А тут случился под станицей бой, и Гаврила подобрал тяжело раненого продкомиссара:
— Подошла я к ему, — говорит Артемьевна, — о, господи, — лежит мальчонка лет девятнадцати, а не сердитый комиссар.
Днем и ночью дежурили около раненого Гаврила с женой. «И с каждой бессонной ночью, видя, как бледнеет и сохнет возле кровати старуха, понял Гаврила…
Вернее — почуял сердцем, что невыплаканная любовь её к Петру, покойному сыну, пожаром перекинулась вот на этого смертью зацелованного, чьего-то чужого сына…».
Выходили казаки Николая, стали кликать его Петром. Достали из сундука «амуницию» сына: шаровары, полушубок, папаху. Одели парня. Отпустило их немного горе, прикипели они душой к спасенному. Все надеялись: сирота, он жить с ними останется, невесту ему стали приглядывать. Но пришло Николаю письмо с родного уральского завода, и уехал он…
Зрители уходят со спектакля, не скрывая слез. Перед ними за час с небольшим проходит несколько судеб. Они видят Наталью Нечаеву (актриса Елена Тоцкая): вначале такую живую, любящую, улыбчивую, а в конце – сломленную незаслуженным обвинением в измене. Перед ними – Гаврила (Игорь Лебедев) и Артемьевна (Ольга Баркова): сколько в них любви, заботы, надежды! Даже когда Николай-Петро уезжает, казак-отец все верит, что тот вернется.
В героях столько доброты, заботы друг о друге! Глубокое сочувствие Ермакова (односума Петра Нечаева) к Наталье. А как переживает за жену Гаврила: «Старуху обмани… скажи, что возвернёшься… поживу, мол, и вернусь… а то затоскует, пропадёть… Один ить ты у нас был…».
Игра актеров – выше всех похвал. Постановка, художественное оформление – на самом достойном уровне. Наш театр еще раз подтвердил свое гордое звание казачьего.
Можно смело назвать спектакль антивоенным, и не важно, за что и с кем была война. Ведь она убивает не только на полях сражений, но и в тылу: ломает судьбы людей, не бравшихся за оружие.
В спектакле много казачьих песен, они такие же полноправные герои происходящего. И никого не оставляет равнодушными сухопляс. Что это? Об этом в финале спектакля рассказывают сами казачки: всех казаков на фронт забрали, и гармониста, вот они «под сухую» пели и плясали:
— А мы молодые были!.. Жить-то как хотелось! А любить-то как хотелось!..
– И течёть по земле нашей кровушка…
— И гибнуть наши мальчики…
— И плачут наши матери…
– И никому нет до этого дела…
— Да кто мы с вами? Люди или нелюди? И где ж вы, сильные мира сего? И как мне своим материнским сердцем остановить всё это? Как?! Скажите! И каждый раз, когда я выхожу петь этот проклятый сухопляс, я говорю: — Господи, ну вот если ты там есть на небесах… ну сделай так, что б вот сегодня я бы спела его последний раз…
Одним театральным спектаклем не остановить войну. Но можно заставить людей задуматься. А ведь войны развязывают люди. И мир выбирают тоже они.

Елена Надтока.

Фото Е. Серебряковой.

P.S. 26 мая в Новочеркасском драматическом театре состоится премьера детектива в 2-х действиях «Инспектор Раффинг» по пьесе Дона Нигро. Ставит спектакль заслуженный деятель искусств Ингушетии, главный режиссёр театра Ашот Восканян. Художник-постановщик – лауреат Государственной премии РФ Станислав Шавловский. Это таинственная история о странном происшествии в богатом поместье…
27 мая перед вторым премьерным показом спектакля «Инспектор Раффинг» пройдёт торжественная церемония закрытия 193-го театрального сезона.

Так жить хотелось… и любить…: 1 комментарий

  1. А.Г. Восканян — заслуженный деятель искусств Чувашской Республики! Чувашской, а не Ингушской!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *