Новочеркасск православный

Выставки
140-летие появления первого перевода Библии на русский язык стало одним из важных событий в культурной жизни нашего города. В череде мероприятий, посвящённых этой знаковой дате, была и открывшаяся в Атаманском дворце выставка «Новочеркасск православный в изобразительном искусстве». Мы попросили рассказать об этом проекте его куратора, главного хранителя музея истории донского казачества В.В. Науменко.
Корр.: — Виктория Владимировна, как родилась тема выставки?
Науменко В В.: — Выставка приурочена к 140-летию со дня синодального перевода Библии на русский язык. Сама же идея перевода возникла ещё в 1816 году. Казаки были людьми православной веры, поэтому они тоже участвовали в реализации поставленной для всего российского общества Александром I задачи. От него в 1817 году пришло письмо атаману Войска Донского графу М.И.Платову, где сообщалось о том, что в России создан Библейский комитет, который будет способствовать переводу Библии на русский язык, и что император надеется на то, что на Дону с энтузиазмом подхватят эту идею и будет создано такое общество. Так и получилось.
В 1876 году Библия появилась в свет, на нашей выставке можно увидеть второе, довольно редкое издание 1888 года. Здесь же, в витрине, находится и Библия 1751 года на старославянском языке. Не менее уникальное издание, именно такие до эпохального перевода книги были в обиходе в семьях, в том числе и донских.
Мысль же расширить тему и показать «Новочеркасск православный в изобразительном искусстве» возникла в прошлом году, когда в фонды поступили вышитые картины Галины Лисовской. Красота православных храмов вдохновляла донских художников. В музее формировалось собрание изобразительных источников, посвящённых храмовой архитектуре города. Решено было представить широкой публике эту коллекцию в целом. Некоторые полотна экспонировались на различных тематических выставках, но не как собрание храмовой архитектуры. Сегодня можно увидеть произведения, которые писались с начала ХХ века до настоящего времени. Последняя вышитая картина датирована 2014 годом.
Второе солнце Дона — наш прекрасный собор — неоднократно изображался донскими художниками. Одновременно с ним закладывались ещё три церкви. К началу ХХ века в казачьей столице было построено 15 храмов! Донские казаки, уходя на войну, всегда служили молебен, просили защиты, благословения, а когда возвращались с театра военных действий, в знак благодарности строили новые церкви. Новочеркасск и его архитектурные памятники, улицы и скверы художники отражали в своих полотнах не один десяток лет, и теперь мы имеем возможность посмотреть, как шло развитие художественной живописи на протяжении целого столетия.
Корр.: — Сколько работ на выставке?
Науменко В.В.: — Экспозиция небольшая, в ней 21 работа, причём 4 из них никогда не выставлялись. Это произведения Теодора Азатьяна, бывшего директором нашего музея с 1938 по 1941 годы. Он написал церкви, которые позднее были разрушены. Взирая на его произведения, мы можем оценить красоту этих уже несуществующих храмов.
Есть на выставке работы Виктора Абашина, благодаря им мы видим в Новочеркасске подворье Старочеркасского монастыря или Успенскую церковь — а о ней не сохранилось ни одного визуального источника. Уникальны акварели Станислава Хлебникова, если учесть, что сделаны не профессиональным художником. К слову, и Галина Лисовская — кандидат технических наук, а вышитые картины — это её хобби.
Но главным художественным произведением выставки всё-таки остаётся «Распятие» Николая Ге, являющееся особой гордостью собрания музея.
Мы показываем не только живописные и графические работы, вышитые картины, но и открытки и фотографии, как строился собор, закладывался его фундамент, водружался крест. В фонды поступила только что изданная книга «Земной путь священномученика Николая Попова» о старшем сыне первого директора музея Х.И. Попова. Её подарил автор, ростовский краевед Дмитрий Щербак, и она тоже присутствует на выставке.
Корр.: — Отдельную витрину музей посвятил семье Харитона Ивановича Попова.
Науменко В.В.: — Впервые мы рассказываем о православной семье Харитона Ивановича, который часто детям давал мудрые напутствия, всегда воспитывал их в большой нравственности и религиозности, требовательности к себе. Сам Попов был внуком, а его жена дочерью священнослужителей. Трое из 4-х сыновей пошли по духовной стезе, две дочери были замужем за священниками.
Старший сын Николай, которому посвящена книга Дмитрия Щербака, канонизирован в 2006 году РПЦ в лике святого. А ведь первоначальное образование он получил в Харьковском землемерном училище, чем вызвал недовольство своего деда. Отслужив воинскую повинность, поменял свои взгляды и в 30-летнем возрасте поступил в Донскую духовную семинарию. Служил во многих храмах Донской епархии и по воспоминаниям жителей того времени, делал очень много для людей, открывал школы, преподавал в них, за свои средства покупал учебники, давал советы по ведению подсобных хозяйств. Видя большие проблемы с медицинским обслуживанием, батюшка изучал специальную литературу, лечебники, брал консультации у врачей и мог оказывать первую медицинскую помощь. В 1918-1920 годах разразилась страшная эпидемия тифа, и он помогал всем нуждающимся. Несмотря на то, что сам заразился, через 2 месяца встал на ноги, по-прежнему совершал богослужения.
Времена были непростые, в хутор зашли красные и в квартире отца Николая увидели портрет его младшего брата Петра Харитоновича Попова, походного атамана, который был по другую сторону баррикад. Этого факта было достаточно для ареста Николая Харитоновича. В 1919 году в станице Морозовской он был зарублен вместе с другими священниками.
Корр.: На открытии выставки присутствовала правнучка отца Александра.
Науменко В.В.: — Музей поддерживает отношения с потомками Харитона Ивановича. Александр Харитонович был третьим сыном в семье. И он сразу поступил в Донскую семинарию, чем очень порадовал деда. По её блестящему окончанию служил в Александро-Невской церкви города, затем в Троицкой, где настоятелем был его будущий тесть и однофамилец Фёдор Васильевич Попов, на дочери которого Таисии Фёдоровне он женится. В экспозиции находится икона, которой крёстный Таисии Фёдоровны благословлял её на замужество. В 1894 году отца Александра переводят служить в станицу Кривянскую. Воспоминания паствы о нём такие же благочестивые, как и о старшем брате.
Первый раз его арестовали в 1920 году. Жители станицы заступились за батюшку, написав письма, что он никакой антисоветской пропаганды не ведёт. По показаниям свидетелей, очень хорошо отзывался о Попове даже комкор Думенко, квартировавший у него. В 1927 году отца Александра арестовали второй раз и уже репрессировали, дав пять лет концлагерей на Соловках, которые он и отсидел. Далее была ссылка в Сыктывкар, где он и умер в 1933 году от воспаления легких.
В экспозиции размещены уникальные письма, которые отец Александр писал своим детям из ссылки. Когда их читаешь, удивляешься отсутствию озлобления и ненависти, в них чувствуется столько добра и заботы! Супруга Таисия Фёдоровна умерла от тифа в 1918 году, когда Попова арестовали, 10 детей остались без родителей. Несмотря на большие переживания, он не терял своего достоинства, в своих письмах успокаивал детей, давая им наставления.
Корр.: — Самый младший из сыновей Попова Иван ведь не сразу стал священником.
Науменко В.В.: — Да, Иван поначалу выбрал путь, как и его старший брат Пётр, первоначальное образование он получил военное. Но затем все же пошёл по духовному ведомству. И даже служил одно время законоучителем у отца Николая в хуторе Колодезном, позже заменив его в этой должности. Но, к сожалению, в 20-е годы тиф унёс его. У отца Иоанна был один ребёнок, жена умерла, когда малышу исполнился только год. Этот внук был полным тезкой своего знаменитого деда — Харитон Иванович. Он принимал участие в Великой Отечественной войне. В советские времена, вопреки всем трудностям, выбрал духовную стезю, стал протоиереем, служил в Новочеркасске и других местах донского края.
Корр.: — В числе раритетов на выставке присутствуют предметы из личного архива семьи Поповых.
Науменко В.В.: — Архив, собранный Харитоном Ивановичем, находится в ГАРО. А вот документы личного характера сохранили дети отца Александра. По отцу Николаю ничего не осталось, кроме одной фотографии, на которой изображён и отец Иоанн. Этот документ — тоже из частной коллекции.
Вот так, на примере одной семьи можно рассказать об истории города, края и своей страны. Просветительская работа музея заключается не только в собирании и хранении коллекций, но и их популяризации. Говоря о духовных ценностях, мы напомним, что суть и значение их не меняется, несмотря ни на какие времена.

Беседовала Женета Гридасова.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *