Дом казнен по приговору суда

Хроника одного преступления

(Продолжение темы)

В прошлом номере «ЧЛ» мы опубликовали материал под названием «Дом казнен по приговору суда». В нем речь шла об историческом памятнике, снесенном строителями ООО «Еврострой» на ул. Просвещения в Новочеркасске.
Мы обещали вам, уважаемые читатели рассказать об этой истории подробнее, с документами. Свое обещание сегодня выполняем.

Просвещения, 108-а – такой адрес получил уже в советское время бывший дом жены надворного советника А.С. Титовой, а позже — О.С. Грековой, представительница известного донского казачьего рода. До революции адрес этого дома был Ямской переулок,6.
1991 год, формируется «Список памятников истории, культуры и архитектуры, подлежащих взятию на учет и охрану, расположенных в городе Новочеркасске». Указанный дом, бесспорно, должен войти в «Список…», но тут кто-то дает маху: данный объект заносят в него с ошибочным адресом: «ул. Просвещения, 112». Любопытно, что спустя 20 лет, когда над домом сгустились тучи, председатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) В.Н. Конюхов сообщил нам эту «новость» как нечто общеизвестное. Почему молчал столько лет Владимир Николаевич? Ведь эта ошибка стоила особняку жизни…
В начале 90-х годов прошлого века особняк и постройки домовладения, до недавнего времени бывшие детским садиком, перешли в частную собственность Г.П. Недвигина. В 1999 году Недвигин, известный бизнесмен и казачий атаман был убит, дом перешел к наследникам. Так его владелицей стала А.В. Богомолова.
2012 год. Тревогу забили жители дома по ул. Московской, 58/110 (ТСЖ «Крат»): рядом с ними, на улице Просвещения начато строительство многоэтажного жилищного комплекса «Платовский». Уже были снесены три дворовые хозпостройки домовладения по Просвещения, 108-а. Следующая очередь строительства предполагала снос бывшего особняка А.С. Титовой. Обращения ТСЖ «КРАТ» в разные инстанции возымело действие. Подключилась тогда и «Частная лавочка». На место выехала солидная комиссия во главе с председателем областного отделения ВООПИК А.О. Кожиным. И министерство строительства, архитектуры и территориального развития области выдало мэру Новочеркасска предписание о приостановлении действия разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Просвещения, 108 «до устранения допущенных нарушений законодательства о градостроительной деятельности». Таковыми посчитали выдачу разрешения на строительство без согласования министерством культуры области раздела проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия по ул. Московской, 58/110.
Впрочем, начальник отдела управления архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска Ф.Б. Кутненко тут же сообщил тогда «Лавочке», что действие разрешения на строительство скоро возобновят: «они (ООО «Еврострой») представили письмо из Минкультуры, что раздел проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия – здания по Московской, 58/110 не требуется, т.к. строительство, на которое сейчас выдано разрешение, никак с ним не связано. По вопросу сноса объектов мы с министерством сами не согласились: здание магазина «1000 и 1 бутылка» сейчас сносить никто не собирается…».

Ох, заблуждался Федор Борисович: еще как собирались!

Но время шло, и пока «Еврострой» собирался, появилось заключение государственной историко-культурной экспертизы от 12.04.2013 года. И на сайте Министерства культуры Ростовской области был опубликован проект (и сегодня его можно видеть там) постановления министра культуры Ростовской области А.А. Резванова о включении в Список выявленных объектов культурного наследия Ростовской области здания, представляющего историко-культурную ценность, дома Титовой в Новочеркасске. Постановление предписывало «направить соответствующие уведомления собственникам (пользователям) указанного выше объекта культурного наследия».
Направили ли Богомоловой уведомление или евростроевцы сами прочли проект постановления, но через две недели после нашей публикации, в апреле 2014-го над домом Титовой (он же тогда магазин «1000 и 1 бутылка») навис кран. И начали разбирать по кусочку пристройку сзади этого здания. Скоро за «Бутылкой» лежала уже просто куча строительного мусора. От здания остался один фасад…

И он, этот фасад, успел стать памятником истории и культуры и в этом статусе умер!

Передо мной постановление Правительства Ростовской области, подписанное губернатором В.Ю. Голубевым № 850 от 18.12.2014 года: «Включить выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, 1870 г.», расположенный по адресу: «Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 108, литер А, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения». Постановление вступало в силу со дня его официального опубликования, таковым днем стало 24 декабря 2014 года («Официальный интернет-портал правовой информации» (pravo.gov.ru). Номер опубликования: 6100201412240010. Дата опубликования: 24.12.2014).

А в это время…

В Новочеркасском городском суде происходили странные вещи. Госпожа А.В. Богомолова обратилась в суд с иском к администрации г. Новочеркасска, Министерству культуры Ростовской области о признании нежилого здания (того самого, о котором речь) аварийным и подлежащим сносу, обязании не чинить препятствия в демонтаже.
Ответчики против требований Богомоловой категорически возражали! Представитель Министерства культуры говорил о необходимости проведения мероприятий по сохранению выявленного объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ. Но оказалось, что против лома нет приема. Хозяйка здания вместо с «Евростроем» поступили гениально, уже разрушив большую часть здания! И самый гуманный в мире суд, озаботившись безопасностью мирного населения, принял доводы истицы: здание разрушено на 80%, угрожает жизни и здоровью граждан. А ведь до того, как разрушили его в апреле 2014-го, оно не угрожало даже любителям крепких алкогольных напитков – покупателям магазина «1000 и 1 бутылка», который там спокойненько располагался.
Любопытно, что позицию Богомоловой «ломать – не строить» в суде отстаивала Т.С. Мовсаева. Бывший прокурорский работник, а теперь адвокат, Тамара Саидовна волей судеб оказалась вместе со мной членом общественного совета при управлении труда и социального развития администрации Новочеркасска. И что еще интересней – в комиссии по культуре! Правда, на заседаниях совета ее видели один только раз: некогда было Мовсаевой защищать культуру на общественных началах – она боролась с ней за гонорары заказчиков.
Судья Н.М. Калашникова, рассматривая дело, углядела еще один повод к сносу дома: охранное обязательство на объект культурного наследия, являющегося предметом спора, до настоящего времени не заключено. А должно быть заключено – в нашем случае с г-жой Богомоловой, владелицей памятника. И 27 ноября 2014 года Калашникова вынесла решение: признать здание аварийным и подлежащим сносу.
А между тем, в том же суде в это самое время судья Е.Ю. Никитушкина рассматривала дело по иску Минкультуры области … об обязании Богомоловой заключить охранное обязательство! Судом было установлено, что нынешняя собственница дома Титовой уклоняется от данной обязанности. И в суд она не является, и судебные повестки получать не желает, в чем «суд усматривает злоупотребление предоставленными правами и неисполнение предусмотренных действующим законодательством обязанностей». Умышленно тянула Богомолова время, ожидая, что Калашникова раньше подведет дом под снос, чем Никитушкина обяжет ее заключить охранное обязательство. Так и вышло: Никитушкина вынесла решение 9 декабря, через 2 недели после своей коллеги по правосудию.
Зная судебную систему, не могу не заметить. Обычно судья, заканчивая рассмотрение дела, оглашает «резолютивку» — резолютивную часть решения, а решение в окончательной форме изготавливает в течение пяти дней. У Никитушкиной так и было: 9 декабря она вынесла решение, а 12-го изготовила его в окончательной форме. Зато у Калашниковой всё было пулей: 27 ноября и резолютивка, и окончательная форма – вперед, экскаватор!

И все-таки это был еще не конец. 18 декабря 2014 года вышло постановление губернатора, о котором мы писали выше. И дом жены надворного советника Титовой стал памятником истории и культуры. Но жить ему оставалось всего ничего: 30 января на крыше появились рабочие с кувалдами. С остатками здания они возились недолго…

Елена Надтока.

На снимке c Novocherkassk.net: вот таким был этот дом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *