Послевкусие после круга

Чудес не бывает на свете

«Голосовали бумажками. За Дядьева было подано четыре записки. За Чарушникова – две. Кто-то воздержался. По лицу Кислярского было видно, что это он. Ему не хотелось портить отношений с будущим губернатором, кто бы он ни был».
(И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев»).

Девяносто шесть лет назад – 8 июня 1917 года – в Новочеркасске начал свою работу Первый Большой Донской Войсковой Круг. «Первый» потому, что ему предшествовали долгие 196 лет «наказного атаманства» — эпохи, которую один из донских публицистов метко назвал «периодом, когда Русские Государи забрасывали казачье самоуправление всяким мусором».
Вот какие поистине бесценные свидетельства, отображающие дух времени, оставил потомкам современник и делегат упомянутого Круга есаул И.П. Карташёв: « … мне лично пришлось быть свидетелем, когда незабвенный М.П. Богаевский, открывая в 1917 году Первый Войсковой Круг, произнёс следующие слова: «Позвольте мне, господа, после 196-летнего перерыва объявить открытым Большой Войсковой Круг».  
Таких шумных оваций, таких проявлений радости и восторга, горячих слёз умиления на глазах простых казаков, которых покойный М.П. окрестил «дедами», – что я и не знаю – буду ли ещё свидетелем подобной сцены. Судьбе, впрочем, было угодно сделать меня свидетелем ещё одного исторического события.
Будучи временно в должности Окружного Атамана Донецкого округа, я в июле 1917 года получил уведомление, что 18 июля в ст. Каменскую прибывает первый выборный Донской Атаман, генерал от кавалерии А.М. Каледин. Делая распоряжения о встрече атамана, я, между прочим, распорядился, чтобы, ввиду страдной поры, казаков не отрывали от работы и с хуторов не вызывали. Когда я за час до прихода поезда приехал на станцию, то увидел, что весь обширный перрон станции густо занят людьми, и мне с трудом удалось пройти к депутации от станицы. Здесь же при депутации был и станичный атаман, здесь же я увидел стариков-казаков почти со всех хуторов станицы, не исключая и самых отдалённых. На мой вопрос станичный атаман ответил, что никого из казаков не вызывал, а разослал лишь уведомление о приезде в станицу Донского Атамана.
После объяснения станичного атамана, ко мне обратился старик хуторянин с такими словами: «Ваше благородие! Нас никто не принуждал сюда являться. Мы сами приехали добровольно. Правда, теперь время горячее, самое – уборка, но ведь работы всей не переделаешь, а своего родного Атамана ни мы не видали, ни отцы, ни деды наши. Для такого случая я всё бросил и приехал, а кабы было не на чем, я бы пришёл пеший, а кабы ноги не действовали, я прилез бы рачки»…

***
… Много лет назад, пребывая в совсем ещё «нежном возрасте», любил я пересматривать замечательный советский киношедевр братьев Васильевых «Чапаев» — легендарный фильм о легендарном комдиве, блистательно сыгранном неподражаемым Борисом Бабочкиным. Смотрел я эту ленту, как говорят дети, «сто тыщ мильёнов раз», сюжетную линию знал наизусть, что называется «от и до», однако где-то очень и очень глубоко внутри маленького киномана всякий раз неугасимой лампадой теплилась надежда, что именно сегодня случится чудо: «проклятые беляки» не застрелят «моего Чапая» и он доплывёт до спасительного берега…
Но всё шло своим чередом – одни стреляли, другие тонули.
И я понял – чудес на свете не бывает.

… Несколько дней назад – 8 июня 2013 года – в Новочеркасске состоялся XIX отчётно-выборный Большой Круг Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Дон давно уже стал «тихим», и это не публицистическое выражение, сродни поэтической метафоре, это суровая проза жизни: бурные многочасовые (иногда и несколькодневные!) казачьи Круги начала 90-х годов прошлого века как-то незаметно уступили место тишайшим «мероприятиям регионального уровня», где слова «регламент», «повестка», «квота» имеют прямо-таки мистическую власть над людьми. Как и ожидалось, сюрпризами очередное такое «мероприятие от ноль восьмого ноль шестого» не изобиловало, а загодя подготовленный «план проведения», к вящему удовлетворению «сценариста», был реализован на все сто. Сомнений насчёт того, «кто, коня огревши плетью, рубанёт жида сплеча в атаманском кабинете под портретом Ильича» ни у кого не было. Причём настолько, что ещё до начала (!) рассмотрения повестки Круга председатель Совета стариков Калмыцкого округа ВКО «ВВД» Николай Илюмжинов громогласно огласил имя «преемника» уходящего, наконец-таки, с атаманского поста Виктора Водолацкого – заместителя губернатора Ростовской области Виктора Гончарова. Традиционное внутреннее противоборство врождённого послушного фрондёрства с наигранным желанием соответствовать духу прославленных атаманов времён Степана Разина заставило делегатов даже прикрикнуть на «поторопившегося» старика. Но негромко и больше – для проформы. Ведь, одно дело смириться с ролью статиста глубоко «в своих потрохах», совсем другое – признать это прилюдно… Впрочем, и без того было видно, что «им, гагарам, недоступно наслажденье счастьем битвы, гром ударов их пугает!», а вся бравада напускная.
Заявленный преемник ложной скромностью отягощён не был, явившись «на свою коронацию» во всём блеске полковничьих погон. Невольно вспомнились разбросанные во времени помпезные церемонии вручения погон казачьих офицеров Филиппу Киркорову и Александру Розенбауму, а также слова Хлестакова из Гоголевского «Ревизора»: «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш… (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками)». Нарастающие же «бурные и продолжительные аплодисменты» лишь укрепили возникшее ощущение дежа-вю.
Гончаров победил убедительно, со счётом 314:82. Оппонировавший ему визави из 1-го Донского округа Сергей Платонов своим участием в «схватке» обеспечил выборы на альтернативной основе и, думается, услуга эта не будет забыта новым «батькой». Суммируя количество проголосовавших и вычитая полученное число из общего количества присутствовавших делегатов, в сухом остатке обнаруживаем 43 «отсидевшихся» собрата, так и не определившихся с выбором. Это вдвойне печально, учитывая заявленный на Круге принцип представительства делегатов – «один от трёхсот». Выходит, «голос» примерно 12900 казаков так и не был услышан Кругом. Грустно осознавать это, особенно памятуя о многочисленных кордонах и загрядотрядах, препятствующих проникновению в зал заседания «безмандатных простолюдинов», когда верблюду было бы легче пройти сквозь игольное ушко, нежели какому-нибудь хуторянину просочиться внутрь трепетно опекаемого (от казаков?) помещения сквозь частокол постов бдительной стражи. Даже Почётному гражданину городов Новочеркасска, Гуляй-Поле и Орехов, сёл Полтавка, Преображенка и Токмачка Запорожской области Украины Ивану Георгиевичу Скоморохову мандат делегата был выдан фактически после ультимативного требования атамана станицы «Средней» В.И. Устинникова обеспечить участие прославленного ветерана 5-го Гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознамённого Будапештского корпуса в работе Круга. Стиснув зубы, 89-летнего старика — участника Великой Отечественной войны пропустили в зал, но возможности обратиться к казакам так и не предоставили. Несмотря на горячую просьбу Ивана Георгиевича дать ему «две минуты», г-н Водолацкий, скривив губы, бросил что-то вроде «Ваше выступление в повестке дня не заявлено»… Остаётся надеяться, что это не последний Круг ветерана-гвардейца и мы ещё услышим когда-нибудь его обращение к нам – бесславным потомкам, не расщедрившимся однажды на две минуты для легендарного деда, но не пожалевшим и целого часа (!) «бесценного времени Круга» на пространные приветствия разномастных чинуш и уже ставшее почти ритуальным маниакальное обвешивание друг друга алюминиевыми «наградами».
На улице в это же самое время оператору станицы «Средней» удалось запечатлеть ярчайшую иллюстрацию, подводящую фактическую черту под всей двадцатилетней эпохой казачьего ренессанса: разъярённые «опричники в лампасах» всеми силами теснили за угол одинокого пикетчика (рядового казака, даже не делегата Круга!), посмевшего будоражить млеющие чиновные души беспокойными плакатами: «Нет геноциду казачьего народа» и «Я против добычи никеля в Прихопёрье».
Вот такое вышло «мероприятие». И хотя поётся в казачьем гимне о том, что «Дон детей своих сзывает в Круг Державный Войсковой», таковым данный Круг можно было считать лишь условно, ибо «держава» казачья канула в лету задолго до рождения съехавшихся 439 делегатов, а «войсковые» круги не проводит сегодня на Донщине только ленивый, благо законодательство наше весьма толерантно относится к самым разным общественным организациям, в том числе «войсковым» и «казачьим». Впрочем, делегаты, похоже, вполне с этим согласны, неизменно проводя свои Круги в помещении Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, что глубоко символично само по себе. Недаром Георг Гегель утверждал, что «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Оглядываясь на двадцать с лишним лет (!) так называемого «казачьего ренессанса», с горечью приходится констатировать не духовное и материальное возрождение народа исключительной трагической судьбы, а создание иллюзорной Тилимилитрямдии – сказочной страны, подаренной друзьям Ёжику и Зайцу добрым Медвежонком. Печально то, что «играть в бирюльки» согласилась не сопливая дворовая шпана, а вполне половозрелые дяди. Вместо плодотворной совместной работы, направленной на полноценную (а не декларативную!) реабилитацию казачьего народа, «ёжики» и «зайцы» который год кряду дурачат казаков игрой в «общественно-реестровый» напёрсточек, искусно выстраивая фальш-панель давно исчезнувшей цивилизации воинов-пахарей. «Заботливый» же «медвежонок» ловко дёргает за нитки умелыми и натруженными руками, не давая ни одному ни другому плюшевому герою особо «высовываться» в курируемой им сказочной стране. Как здесь не согласиться с известной донской журналисткой Натальей Андреевской, написавшей восемнадцать лет назад: « …казаков откровенно жалко. Это, наверное, страшно, когда жалость вызывают взрослые – а тем более военные – мужчины. Но они снова оказались в дураках. Однажды их уже растащили на два лагеря: красных и белых…».
Следует признать, что ошибочно именуемые «казачьим возрождением» минувшие годы явились для нашего народа ни чем иным, как глубокой криозаморозкой, при малейшей попытке выхода из которой мы добровольно вернулись к самозабвенным пляскам на граблях: уже через два дня после проведения описываемого Круга атаман станицы Мишкинской Сергей Бузинов подал в суд исковое заявление «О признании недействительным решения Большого отчётно-выборного Войскового Круга <…> от 8 июня 2013 года, прошедшего в Новочеркасске», искренне считая себя единственным «легитимным» Войсковым Атаманом на Дону. Волгоградские казаки-активисты из регионального общественного движения «За казачий Дон» пошли ещё дальше, вознамерившись провести 7 июля сего года на волжской земле… «свой» XIX отчётно-выборный Большой Круг Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»! Да-да, именно «девятнадцатый», тот самый, уже проведённый 8 июня в Новочеркасске, но «не устроивший» наших братьев из города-героя на Волге. Такое вот бесплатное шапито для разъездных цирковых представлений с уклоном «а-ля казачок»: клоунские носы и парики отсутствуют, зато лампасы и чубы в ассортименте!.. Как там сказано у Макаревича об «отважных героях очень маленького роста»? «Мы бы всех их победили, только нас не замечают»?

Александр Писаревский,
казак станицы «Средней»
Новочеркасского казачьего округа.

Послевкусие после круга: 8 комментариев

  1. Казаки , вам не совестно этот цирк устраивать? Уже на стенах пишут — мол, «Казаки — «продажные женщины» для армян». Стыдно, станичники..

  2. Ну, да… А когда вы последователю убийства казачества Кондратенко, лизали это было лучше ?

  3. И сказать нечего по поводу бурления в стакане воды реестровой челяди. Они сами себя то не уважают, а кто их всерьез за казаков примет. Шапито оно и есть шапито. Что власть, что сословные…

  4. Твердо уверен – рано или поздно будет Новый Первый Большой Донской Войсковой Круг и будет избран наш настоящий Атаман.
    Для этого нам необходимо объединяться на основе заветов наших Предков — Донских Казаков, а не разъединятся на основе уставов и указов спущенных из Москвы.
    Заветы наших Дедов и Прадедов очень просты и принятие или не принятие их сразу проявит примазавшихся проходимцев к Казачеству.
    Вот единая и неделимая основа объединения всех Казаков, своеобразная казачья Троица – Воля. Братство. Справедливость.
    Эти триединые основы определяют всю суть нашей казачьей жизни и только они должны лежать в основе объединения всех Казаков.

    В основе жизни наших Предков лежало стремление жить Вольно на своей Донской Земле и самим устанавливать законы и порядки своей жизни.

    Осуществить это помогало наше священное казачье Братство, когда брат по оружию был важнее, чем родной брат.

    Различные конфликтные ситуации внутри Казачества всегда решались по Справедливости.Любой Казак обладал повышенным чувством справедливости и пытался по мере своих сил и возможностей восстановить Справедливость как на своей земле, так и на всей территории Руси-России.

    Казачество сотни лет стояло на стороне Народа и выступало основной движущей силой в борьбе с угнетателями России. И только после разгрома народных войск под предводительством славного казака Емельяна Пугачева, наши предки сдались на волю царской власти.

    Царь дал нам волю быть хозяевами на своей земле в обмен на то, что Казаки закроют глаза на НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ по отношению к народам России.

    Именно за эту несправедливость мы ответили в начале прошлого века, именно за это нас продолжают ненавидеть многие не казаки сейчас…..

    Воля. Братство. Справедливость — истинные ценности каждого Казака!

  5. Шел казак куда-то вдаль.
    На груди была медаль:

    «За отвагу», «За победу»,
    «За приятную беседу»,
    «За научные труды»,
    «За охрану всей среды»,
    две медали космонавта,
    орден игрока Варкрафта,
    символ сдачи ГТО,
    «Прохождение ТО»,
    Клуб беременных «Журавлик»,
    Гардероб ДК «Гидравлик»,
    «Альтависта точка ком»,
    «Общество больных грибком»,
    Капитан игры «Зарница»,
    «Гомельская психбольница»,
    табакерка, и огниво,
    восемь крышечек от пива,
    «Фестиваль цыганской пляски»
    «Крановщик, работай в каске!»
    «Берегись велосипеда»,
    «Тридцать восемь лет Победы»
    Орден РСФСР,
    тайный орден «Тамплиер»,
    вкладыш жвачки «Лёлик-Болик»,
    «Анонимный алкоголик»,
    «Клуб ценителей вина»,
    Символ панков из говна,
    «SUSE-Linux», «Бизнес-тим»,
    «Тында — город побратим»
    «Самый опытный водитель»
    «Лучший хряк-производитель»,
    знак «Почетный водолаз»,
    стикер «Путин-пидарас»,
    Октябрятская звезда,
    «Героиня мать труда»,
    группа крови, и Ай-Пи,
    и пацифик на цепи.

    Поскользнулся вдруг казак…
    И медальками — херак!
    И теперь медальки все
    раскатились по шоссе.

    Ребятишки! Дяди, тёти!
    Если где-нибудь найдете:

    Орден Славы, Орден Мира,
    пуговку с гербом Алжира,
    фенечку, консервный нож,
    малахитовую брошь,
    Красный крест, Петровский крест
    «Город Прага», «Город Брест»,
    «Полковая медсестра»,
    «Детство — чудная пора»,
    «Эсперанто», «ЦСКА»,
    личный номер лесника,
    запонки к военной форме,
    «Лучший токарь», «Выхлоп в норме»,
    «Похудей за пять минут»,
    Молодежный клуб «Сохнут»,
    «КГБ», «Почетный донор»,
    «Частный фонд Елены Боннер»,
    «Фестиваль чеченской моды»,
    номерок фидошной ноды —

    хоть медалькой, хоть значком
    поделитесь с казачком!

  6. ЧЧерез весь этот цирк Казачеству пройти просто необходимо, чтобы выяснить кто есть кто среди нас и в будущем близко не подпускать к себе подобных ряженных.

  7. «Над трагедией народа нельзя смеяться, это аморально. Но над теми, кто этот народ доводит до края черты, нужно. Обязательно нужно! Чтобы увидели они себя со стороны, и может, наконец, задумались о своей неприглядной роли в переводе казачества из реальности бытия в мемориальную стадию, когда не только о возрождении, но даже о самом бытии разговоров уже не будет».

    (В.Г. Родионов, «Ментальная терапия или Мистические превращения казачьих чинов»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *