В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией
Конституция РФ, статья 17
.
Фонд «Общественный Вердикт» помогает людям более 16 лет. Он оказывает правовую и информационную поддержку гражданам и организациям, чьи права были нарушены правоохранительными органами; но с другой стороны, «Общественный Вердикт» содействует правоохранительным органам в предупреждении и пресечении нарушений прав и свобод человека.
В 2014 году Минюст внес «Общественный вердикт» в реестр «иностранных агентов» как организацию, получающую иностранное финансирование и «ведущую политическую деятельность с целью повлиять на изменение государственной политики». — Но на самом деле мы не занимаемся политикой, — говорится на сайте Фонда http://publicverdict.org/topics/news/12666.html — Вся деятельность фонда направлена на достижение более высокого уровня соблюдения прав человека в нашей стране. И мы помогаем госорганам и должностным лицам в полной мере реализовывать госполитику в сфере прав человека. Борьба с пытками — одно из направлений нашей работы. И это не попытка «повлиять на изменение государственной политики», иначе, получается, что наше государство допускает применение пыток.
И вот теперь «Общественный Вердикт» сам нуждается в помощи граждан. Сумма присуждённых штрафов за то, что Фонд не указал на своих ресурсах статус «иностранного агента», перевалил за миллион рублей. На сайте https://www.myverdict.org/campaign/help-emergency/ открыт сбор средств на оплату этих штрафов. Да, Фонд оспаривает их в суде, но дела в судах делаются неспешно, а заплатить штраф нужно уже через несколько дней.
Одна из организаций, которой «Общественный Вердикт» в течение несколько лет оказывал серьёзную правовую и информационную поддержку – Союз «Женщины Дона». И её руководитель Валентина Череватенко знает эту ситуацию не со стороны:
— К сожалению, в течение последних лет проводится политика, направленная на уничтожение общественных правозащитных организаций, которые не только профессионально работают по внутренним проблемам, но и имеют устойчивые связи с международным правовым сообществом. Таков «Общественный Вердикт». И когда его юристы берутся кого-то защищать, они в случае необходимости доходят до уровня европейского суда, и доводят дело до логического завершения. Они могут донести информацию о проблеме, получить обратную связь, поддержку, помощь и защиту. Это очень важно, и таких организаций в нашей стране осталось совсем немного. Именно поэтому, на мой взгляд, к ним приковано такое внимание, идёт такая кампания по их дискредитации в глазах общества.
Какое-то время назад мне казалось важным сказать о том, что и мне лично, Валентине Череватенко, и организации «Женщины Дона» специалисты «Вердикта» оказывали серьёзную поддержку – это и защита в судах, и консультации и т.д. Но я считаю, что поддерживать их нужно не только и не столько потому, что они поддержали нас. А потому, что они реально помогают людям. И это я бы правда назвала — за вашу и нашу свободу, за вашу и нашу жизнь, за ваше и наше достоинство.
— Но люди могут сказать: ну, правозащитники – это небольшая часть общества, которая бьётся, чтоб такие организации были. Но основной массы людей это не касается — мы далеки от ваших проблем, у нас зарплаты, дети, пенсии и всё такое…
— Всё дело в том, что «Вердикт» работает как правозащитная организация, но не с правозащитниками, а именно с простыми людьми. И если посмотреть у них на сайте, кто были те люди, которые столкнулись с нарушением их прав — простые люди, которые оказались в местах лишения свободы, были подвергнуты пыткам и даже убийству… То есть их сфера интересов — незаконное обвинение и защита людей, пытки в отделениях полиции, следственных органах, в местах лишения свободы. Они кропотливо собирают информацию и защищают простых граждан, очень далёких от правозащиты. Например, милиционер из Кабардино-Балкарии Рахаев – «Вердикт» изначально, с самой первой судебной ступени осуществлял его защиту, поняв, что его обвинение было незаконным, и это длится несколько лет. Вот судьба простого милиционера.
Многие, вероятно, слышали о пытках в ярославской колонии. Ведь именно адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова смогла добыть видеозаписи этих пыток. И после их опубликования и широкого общественного резонанса началось расследование, в итоге 15 сотрудников колонии получили реальные сроки.
В нашей стране трудно сказать, кто пройдёт мимо «тюрьмы и сумы», кому из нас не понадобится эта помощь. Особенно простым людям, у которых нет средств. И если есть те, которые оказывают эту помощь профессионально и бесплатно, их и надо сейчас защитить. Сохранить их – для себя. Не для кого-то, для себя!
— Из чисто эгоистических соображений?
— Даже и так!
Помочь фонду «Общественный вердикт» можно на сайте
https://www.myverdict.org/campaign/help-emergency/
Узнать больше о работе фонда «Общественный вердикт» и обратиться за правовой помощью можно здесь: http://publicverdict.org/
Ирина Тененгольц