Вместо рецензии: за повозкой Мамаши Кураж

Вся жизнь – театр!

“Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него», — писал в одном из своих писем А.П. Чехов.
На сцене «Мамаши Кураж» на протяжении всего спектакля стояла пушка. Она выстрелила во втором действии. И мамаша Кураж лишилась своего третьего и последнего ребенка – дочери, немой Катрин. Всех ее детей забрала война. Война – кормилица и убийца…
30 марта новочеркасская публика впервые смотрела спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж». 31 марта он шел снова: в этот день премьерный показ стал одновременно бенефисом заслуженной артистки РФ Валентины Иванковой. 45 лет служит Валентина Ивановна в Донском казачьем театре – Новочеркасском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской.
Спектакль получился удивительный! И собрать сейчас воедино мысли, чувства, эмоции, чтобы написать грамотную и толковую рецензию по «свежим следам», невозможно. Нужно все это как-то переварить, расставить по полочкам.
Могу сказать одно: такого в Новочеркасском театре еще не было. И очень хочется, чтобы еще было. Еще и еще!
Низкий поклон, безусловно, Валентине Иванковой. В ее мамаше Кураж мать все-таки победила маркитанку, торгашку. Возможно, автор пьесы и режиссер видели этот образ иным, но… И зритель плачет, когда она поет колыбельную над останками погибшей Катрин.
А Катрин (Екатерина Бычкова) – открытие! Потрясающая игра актрисой роли, в которой нет слов. Катрин-Бычкова хочет, чтобы ее слышали и понимали. Эмоции – на пределе. И в финале люди слышат Катрин, бьющую в барабан, и понимают, что идет враг – нужно защищать город!
Поразителен аллегорический образ, созданный Людмилой Ильиной. Пластикой, голосом, танцем она плетет канву всего спектакля. Она так органично сливается с вполне реалистичным действием, что, отрываясь от других героев, все время ищешь ее взглядом: а как она это покажет? И, как сверяют часы, сверяешь с ней свое понимание того, что происходит.
Не в обиду будь сказано другим актерам (все были хороши!), но совершенно с новой стороны для меня открылись Бычкова и Ильина.
Хочется петь дифирамбы главному художнику Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Светлане Архиповой – ее костюмы и оформление спектакля того заслуживают. А режиссера Андрея Лапикова я с ходу записываю в свои любимые режиссеры. И очень хочется, чтобы он, закончив работу над «Мамашей Кураж», не уезжал. Или чтобы приехал еще, поставил еще один, два … десять спектаклей, а благодарных зрителей мы ему гарантируем!
Но вернемся в зрительный зал 31 марта. Зрители аплодируют актерам стоя, а Валентину Иванкову уже не видно за огромными букетами цветов. Это ее долгожданная роль, ее звездный час, ее праздник. И наш праздник тоже – в театре не бывает иначе. Валентина Ивановна! Мы Вас любим! Спасибо Вам за мамашу Кураж, за все Ваши сыгранные и еще не сыгранные роли!

Елена Надтока.

Фото Екатерины Серебряковой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *