Площадь для двоих?
Передо мной и вами две уже старые фотографии, сделанные в советское время в центре Новочеркасска, близ бывшего тогда горсовета (ныне вновь — Атаманского дворца), на которых доминантой является памятник Ленину. На одной из них, где снялся на память юный, едва ли 18-летний мой будущий дядюшка Николай Дмитриевич Лиховидов, студент–строитель Новочеркасского сельскохозяйственного техникума, дедушка Ленин стоит в скромном пиджачке, правую руку спрятав за спиною, а левую прижав к боку, и взирает куда–то в сторону не то клуба Никольского завода, не то Азовского рынка. На второй фотографии, где запечатлелась группа моих родичей, а в их числе — все тот жевездесущий дядя Коля, но уже с молодой женой – москвичкой Валентиной, вечно живой в сердцах и поэмах вождь мирового пролетариата выглядит иначе. Он одет в пальто нараспашку, с газетой в левой руке, прижатой к груди, а правую руку простирает вдаль – в противоположную от базара сторону. Как язвительно пошучивал несломленный казачий люд, указующий жест Владимира Ильича адресовал страждущих граждан прямиком в рюмочную, расположенную в те годы неподалеку.
Ни один из снимков, к сожалению, не подписан и не имеет даты. Но первый, судя по имеющимся в семейном альбоме похожим дядькиным фотоизображениям, относится где–то к 1959 году. Второй же явно — к середине лета 1962–го, а то и 1963 года (подсказка — обильно цветущие на главной городской клумбе канны и молодая, новообретенная столичная тетушка Валя, наряженная в то же платье, что и на их свадебных с дядей Колей фото.
Внимание на то странное обстоятельство, что Новочеркасск меняет ленинские монументы, как перчатки, я обратила недавно совершенно случайно. И стало очень интересно — а что же, собственно, произошло в нашем городе, никогда не забывавшем, что он был и есть столица донских казаков, что случилось в самом его центре в этот временной период? Что заставило власти скоропостижно сменить одного Ильича на другого, заодно кардинально изменив как его внешний облик, так и призывный жест к народу? Мол, пойди, выпей и про все забудь.
Трагическая для Новочеркасска дата 2 июня 1962 года приходится как раз на это время. Когда мирная демонстрация новочеркасских рабочих и горожан была самым подлым и преступным образом расстреляна в скверике и на площади у возвышающегося на атаманском платовском пьедестале памятника главному большевику страны. Тогда-то, очевидно, от боевых патронов, убивающих женщин, детей, мужчин, стариков, пострадал и монумент. И власти расстрелянного казачьего города вынуждены были тихой сапой заменить пораненного Ленина новым, вечно живым и целым.
Но это, конечно, только мои предположения. Так ли все было на самом деле – точно не знаю. Может быть кто–то из городских старожилов, давних читателей «Частной лавочки» знает наверняка про это любопытное обстоятельство более чем полувековой давности и мог бы поделиться с нами своим знанием. Ждем откликов на эту публикацию. Ведь это, согласитесь, тоже история нашего города, а значит и наша с вами личная история. Ее надо знать.
Лариса Лиховидова.
Фото из личного архива.