Кто из графов чином выше?

Не верь глазам своим

К началу нового 2018 года в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска было завершено оформление мест захоронения донских знаменитостей: атамана войска Донского М.И. Платова; генералов русской императорской армии В.В. Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова; архиепископа Иоанна. Размещённые в усыпальнице саркофаги белого камня были обнесены ажурной оградой, на которой повесили таблички с указанием не только имён и фамилий захороненных там лиц, но также их чинов и званий.
Казалось бы, всё сделано чин по чину, и никаких вопросов по этому поводу ни у кого не возникнет. Но тут поочерёдно подошли годовщины кончины двух самых старших по чину генералов – М.И. Платова и В.В. Орлова-Денисова — и вопросы стали возникать. Причём, не только у новочеркасцев! Ведь репортажи из усыпальницы снимались и транслировались телестудиями: как местной, так и областной. И телезрителям как города, так и области, были прекрасно видны те несуразности, что фигурировали на прикрепленных к ограде табличках.
Так, например, чин М.И. Платова был указан верно: «генерал от кавалерии». А вот чин В.В. Орлова-Денисова был указан на ранг ниже: «генерал-лейтенант». Хотя они с Платовым к концу своих жизней были в равных армейских чинах. Более того: Василий Васильевич, в отличие от Платова, входил в состав императорской свиты и был первым (а на тот момент и единственным) из всех казаков носителем высшего придворного чина — «генерал-адъютант». (К слову сказать, великий русский поэт А.С. Пушкин примерно в тот же период также имел придворный чин, но первичный, который звался «камер-юнкер».)
Причина грубого искажения армейского чина Орлова-Денисова ясна: уже с десяток лет на юго-западном углу цоколя собора висит мраморная доска с перечислением захороненных в усыпальнице собора лиц, на которой чин Василия Васильевича также указан неверно. Но это почему-то никого не тревожит: ни светскую власть, ни духовную, ни сотрудников музея, сопровождающих в усыпальницу собора экскурсантов…
Вот так и рождаются различные несуразности из псевдоистории нашего города: про императрицу Екатерину Великую, якобы проезжавшую под аркой триумфальных ворот в карете, хранящейся ныне в музее; про атамана Платова, ездившего в свой хутор Мишкин на тройке лошадей по якобы ведущему туда из подвалов собора подземному ходу…

Павел Чернов.

На снимках: мемориальная доска на Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе; табличка у саркофага В.В. Орлова-Денисова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *