Париж – это большой Новочеркасск

На самом деле

 

Недавно в Новочеркасске побывала группа граждан Франции, предки которых якобы были из числа донских казаков, покинувших Россию в период Гражданской войны. Не знаю, насколько они казаки, так как глава одного из двух семейств, удостоившихся приёма главой администрации нашего города, имел нерусскую фамилию и по-русски не изъяснялся. Но суть дела не в этом, а в том, что во время беседы с ними мэром было упомянуто всуе имя инженер-генерала Франца де Воллана. А именно: что генерал якобы был французом, отчего и спланировал столицу казачьего Дона по образу и подобию столицы Франции — Парижа. С тех пор наш город якобы и именуют не иначе, как «маленький Париж».

* * *

Присутствовавшая при этом группа репортёров новочеркасского телевидения, готовящая сюжеты для городских теленовостей «Донская столица», тут же отправилась опрашивать по городу встреченных ими новочеркасцев на предмет их знаний и предположений о том, почему Новочеркасск зачастую называют «маленьким Парижем» и какие якобы однотипные строения имеются у нас и в столице Франции. Фантазия у встреченных ими новочеркасцев, которым задавались эти вопросы, оказалась весьма богатой! И они наговорили телевизионщикам ТАКОГО и СТОЛЬКО, что остаётся лишь удивляться…
Автору этих строк не остаётся ничего иного, как разочаровать сторонников версии сходства планировок Парижа и Новочеркасска и однотипности имеющихся в них архитектурных сооружений. А также прояснить вопрос о том, что было первично, а что – вторично: планировка Парижа или Новочеркасска; триумфальные ворота столицы Франции или же столицы казачьего Дона. Но прежде всего следует сказать несколько слов о том, кто такой Франц Сент де Воллан.
Франц Павлович (таков русифицированный вариант отчества де Воллана) – никакой не француз, а брабантский (из нидерландской провинции Брабант) дворянин. Родился и вырос он на территории современных Бенилюксов (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), границы которых периодически перекраивались, в связи с чем их население оказывалось на территориях то одних, то других стран. Так что ни к Франции, ни к её столице де Воллан никакого отношения не имеет.
А вот Российская империя, куда де Воллан первоначально прибыл «на ловлю счастья и чинов», со временем стала его второй родиной. Здесь он стал Георгиевским кавалером (за вклад в подготовку взятия Измаила был награждён орденом Св. Георгия IV степени); получил чин так называемого полного генерала (а именно — чин «инженер-генерал», равный чину генералов от инфантерии, от кавалерии, от артиллерии); последовательно был начальником военных сообщений русской армии и главным директором путей сообщения Российской империи.
Франц Павлович приложил свою умелую руку к созданию проектов и обустройству не только Новочеркасска, но и таких городов Российской империи, как Севастополь, Симферополь, Евпатория, Одесса, Николаев, Тирасполь (не говоря уж о таких, как Вознесенск, Григорополь, Овидеополь, названия которых нашим современникам малознакомы). Так что же: все эти города он проектировал с оглядкой на Париж, в котором никогда не был? Новочеркасск был отнюдь не самым первым из спроектированных де Волланом городов и не самым значительным из них. Поэтому в своих воспоминаниях Франц Павлович упомянул о нём лишь вскользь. А именно: «Я составил план города Новочеркасска и дал указания по его сооружению». Вот и всё!
Составленный де Волланом план Нового Черкасска, звавшийся РЕГУЛЯРНЫМ, был привязан к довольно сложному рельефу местности. Неизвестные нам топографы предварительно произвели весьма тщательную съёмку местности, на которой он должен был располагаться. Поэтому де Воллан при первом же взгляде на план местности понял, что далеко не все улицы планируемого им города будут строго параллельны и перпендикулярны друг другу. Ибо главные проспекты будущего города придётся прокладывать по гребням возвышенностей, являющимися водоразделами и стыкующимся друг с другом не под прямыми, а под острыми и тупыми углами. Поэтому многие кварталы Нового Черкасска на плане будут представлять собой не квадраты и прямоугольники, а трапеции и даже треугольники. Так оно в итоге и вышло.
А теперь несколько слов о структуре Парижа того периода, когда проектировался и закладывался наш Новочеркасск. В противоположность мнению сторонников парижской версии планировки Нового Черкасска, можно смело утверждать, что образцом для подражания столица наполеоновской Франции тогда быть не могла. Ибо имела она тогда столь плотную и довольно хаотичную застройку, что французский император сам возмущался этим; но из-за практически беспрерывных войн, которые он тогда вёл, Наполеон не мог отвлекаться на кардинальную перепланировку фактической столицы Европы того времени. Даже возведение огромных триумфальных ворот высотой в полсотни метров, которые Бонапарт начал было строить в память и в честь своих многочисленных и громких побед, он при своём правлении так и не смог завершить. Что ж тут говорить о расширении и спрямлении основных городских магистралей, требовавших не только огромных средств, но также сил, времени и людских ресурсов?
А задуманные Наполеоном I преобразования Парижа стали проводиться лишь в период Второй империи (третья четверть XIX века). Шли они по задумке очередного императора Франции — Наполеона III — под руководством префекта департамента Сена — барона Османа, отчего преобразования эти были прозваны «османизацией». Лишь эта перепланировка города привела к улучшению инфраструктуры столицы Франции, определила современный облик Парижа и породила множество подражаний в других городах мира. Но Новочеркасску подобные преобразования не требовались. Ведь наш город строился не хаотично, как средневековый Париж, а по хорошо продуманному де Волланом плану, образцом для которого был отнюдь не Париж с его чуть ли не средневековой застройкой, а тогда ещё всего вековой Санкт-Петербург.
При Наполеоне III было завершено и возведение начавших строиться ещё при Наполеоне I триумфальных ворот. Но к этому времени в Новочеркасске триумфальные ворота, спроектированные и сооружённые отечественными мастерами, простояли уже около полувека. А широкие новочеркасские проспекты, на которых планом де Воллана бульвары не предусматривались, оставались незамощёнными по всей их ширине до тех пор, пока в последней четверти XIX века один из новочеркасских инженеров не предложил насадить по их центру деревья и создать на них бульвары. Что и было со временем исполнено.
Так что наш Новочеркасск — никакой не маленький Париж. А совсем даже наоборот: Париж – это большой Новочеркасск, в котором и широкие проспекты, и триумфальные ворота на въезде в город и на выезде из него появились на полвека раньше парижских.

Павел Чернов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *