«Агенты» России
(Продолжение. Начало в «ЧЛ» №№ 8 и 9).
Уважаемые читатели! В марте этого года мы опубликовали короткую хронику расследования уголовного дела, возбужденного в отношении руководителя двух общественных организаций — Региональной общественной правозащитной организации «Союз «Женщины Дона» и Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона» В.И. Череватенко. А также постарались донести юридическую сторону вопроса.
Как мы и ожидали, на эти публикации пришли отклики. Одни читатели благодарят «Женщин Дона» и его руководителя за оказанную помощь, другие не могут понять, за какие «заслуги» возбуждено уголовное дело и вообще – при чем тут «иностранные агенты». Вот несколько писем, пришедших по электронной почте.
«Я не знала, где мне можно проконсультироваться с адвокатом. Эти услуги очень дорогие, а в моей семье сейчас тяжелая финансовая ситуация, так что они мне не по карману. Мне подсказали, что это можно сделать бесплатно в общественной организации «Женщины Дона» на улице Дубовского. Телефон я нашла в вашей газете. Позвонила, мне очень вежливо ответили, записали на прием на субботу в удобное для меня время. Я пришла, хотя не очень верила, что мне помогут. Помогли! Женщина-адвокат сразу вникла в мою ситуацию, во все ее нюансы, дала подробную консультацию, подсказала, куда и о чем мне писать. Я так и сделала. Очень нескоро (чиновники никогда не торопятся), но мой вопрос решился положительно. Спасибо «Женщинам Дона», а Вам, Валентина Ивановна, желаю мужества и терпения. Все, кто сталкивался с работой Вашей организации, никто не верит, что Вы в чем-то виноваты. Не там господа следователи ловят преступников.
Наталья Г.».
«Спасибо психологам Союза «Женщины Дона», а особенно Галине Валерьевне и Наталье Константиновне. Они помогают детям и взрослым. Вы нам очень нужны!
Оксана».
«Я познакомился с «Женщинами Дона» очень давно, когда они занимались защитой прав военнослужащих. Тогда у них офис был еще на улице Калинина (потом их оттуда выселил мэр Волков). Был приятно удивлен компетентностью их специалистов по вопросам, связанным со службой в Вооруженных силах. Через большой промежуток времени – новая встреча, когда они занимались организацией гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения в Крымске. Так что, по моему мнению, они занимаются нужными делами.
Виктор Павлович».
А вот это письмо – из раздела «сердитых». Правда, к чести автора он стремится узнать «что там на самом деле с этими Женщинами?». Поэтому я постараюсь ответить сегодня на вопросы Олега П.
Олег П.: — Дыма без огня не бывает. Раз на Череватенко возбудили уголовное дело, значит она, возможно, что-то украла.
«ЧЛ»: — Уголовное дело в отношении В.И. Череватенко по статьям «Хищение», «Убийство» и т.п. НЕ ВОЗБУЖДАЛОСЬ. Валентину Ивановну обвиняют в том, что она не подала заявление (дважды – по двум руководимым ею общественным организациям) о внесении этих организаций в реестр так называемых «иностранных агентов». НЕ СТРЕЛЯЛА, НЕ УБИВАЛА, НЕ ГРАБИЛА.
По российскому законодательству, «иностранные агенты» — это организации, во-первых, имеющие иностранное финансирование, а во-вторых, занимающиеся политической деятельность. Валентина Ивановна и ее активисты (даже сейчас под угрозой обвинительного приговора по уголовному делу) считают, что не занимаются политикой: не организуют пикеты и демонстрации, митинги, не обращаются с воззваниями к президенту, не требуют отставки Владимира Владимировича и Дмитрия Николаевича. «Женщины Дона» занимаются просветительской и консультационной деятельностью, защитой прав граждан, в том числе женщин, детей, борются с чиновничьим беспределом и коррупцией.
Олег П.: — Зачем они берут иностранные деньги?
«ЧЛ»: — А как вы думаете, на борьбу с коррупцией в нашей стране российские коррупционеры деньги бы дали?
Кстати, у «Женщина Дона» были и российские деньги: организация неоднократно получала так называемые президентские гранты – на работу с семьями новочеркасцев, находящимися в трудной жизненной ситуации; на работу «Общественной приемной» (консультации юристов и психологов, которые, благодаря этим грантам, проводятся бесплатно для населения).
Олег П.: — Я так думаю: все работники общественных организаций должны быть волонтерами. А почему они получают зарплату?
«ЧЛ»: — В организациях, которые не на бумаге существуют, а реально действуют, люди работают не только полный рабочий день, но часто в выходные и праздники. То есть это полноценная РА-БО-ТА. И трудовые книжки у них имеются, и все, что положено по Трудовому кодексу. Трудовой стаж здесь зарабатывают, на пенсию отсюда уходят. А еще у них есть семьи – мужья, жены, дети, родители, которые хотят и имеют право жить нормально: питаться, одеваться, отдыхать. Вот, например, Валентина Ивановна Череватенко работала в Союзе «Женщины Дона» больше двадцати лет. Думаю, что «волонтерствовать» в течение такого долгого времени невозможно. В противном случае придется самому просить помощи, а не помогать другим.
Елена Надтока.
(Продолжение следует).