Хроника уголовного преследования Валентины Череватенко

«Агенты» России

В «ЧЛ» «№ 6 (16.02.2017г.), в котором мы открыли эту рубрику, мы обещали вам рассказать о расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении В.И. Череватенко. Но начали мы (см. №№ 6 и 7) с рассказа об «иностранных агентах» вообще, которых «создал» в России новый закон, вступивший в силу осенью 2012 года. Это мы сделали не случайно, так как, не поняв новшества отечественного законодательства, понять превращение патриотов в шпионов невозможно. Но сегодня мы уже – конкретно о деле В.И. Череватенко.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО: ОТ ВОЗБУЖДЕНИЯ — ДО … ?

Первым документом в этой истории был рапорт «Об обнаружении признаков преступления…» сотрудника УФСБ России по Ростовской области капитана А.Р. Закоева. Подал он его 15 апреля 2016 года на имя начальника УФСБ России по Ростовской области генерал-майора О.М. Южакова.
Этот рапорт и послужил поводом для возбуждения уголовного дела в отношении В.И. Череватенко. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству вынес старший следователь по особо важным делам второго следственного отдела седьмого следственного управления (с дислокацией в г. Ростове-на-Дону) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации майор юстиции А.А. Толмачев.
Постановление было вынесено в знаковый для России день – 22 июня. Время было позднее – 22 час. 00 мин…
Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, его копия была направлена заместителю Генерального прокурора РФ С.Д. Воробьеву, а В.И. Череватенко (лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело), «о принятом решении сообщено».
Мы не знаем, когда копию этого документа получил государственный советник юстиции I класса С.Д. Воробьев, но думаем — немедленно. А вот «Женщины Дона» — обе организации – узнали об этом 24 июня, когда к ним в офис на ул. Дубовского, 24 нагрянули сразу пять правоохранителей (плюс двое понятых) с обыском. Подозреваемая в совершении преступления В.И. Череватенко находилась в это время в командировке.
Подъехавшему через некоторое время после начала обыска защитнику В.И. Череватенко адвокату И.И. Шафиеву копию постановления о проведении обыска дать отказались, копировать запретили, разрешили только … переписать ручкой! Копии постановления о возбуждении уголовного дела у правоохранителей с собой не оказалось.
При обыске была изъята документация по различным социальным проектам (бухгалтерская и тематические отчеты), системные блоки компьютеров, видеорегистратор, фиксирующий входящих в офис и выходящих из него.
30 июня 2016 года защитник В.И. Череватенко адвокат И.И. Шафиев подал жалобу на постановление о возбуждении настоящего уголовного дела в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, а немного позже – дополнение к этой жалобе.
12 июля 2016 года судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону А.В. Осипов вынес постановление об отказе в удовлетворении жалобы адвоката И.И. Шафиева.
20 июля 2016 года адвокат И.И. Шафиев подал апелляционную жалобу на постановление Ленинского районного суда от 12.07.2016г.
А тем временем следствие шло: изучались документы, вызывались на допросы люди – сама В.И. Череватенко, сотрудники РОПО и Фонда.
12 июля следователь А.А. Толмачев вынес постановление о назначении комплексной политолого-социологической экспертизы. Ее производство поручено ФГБУН Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук. Экспертам предстояло – ни много ни мало – установить, например, принимал ли участие в политической деятельности Фонд «Женщины Дона», или в чем сходство и различие двух программ, реализованных одна – РОПО, другая – Фондом.
В связи с вынесением данного постановления адвокат И.И. Шафиев подал следователю А.А. Толмачеву три ходатайства: первое содержало требование проведения экспертизы в присутствии защитников подозреваемой; два других касались экспертного учреждения: защита просила истребовать сведения об экспертном учреждении, которому поручена экспертиза, а также предлагала, на ее взгляд, более солидные, компетентные и опытные экспертные учреждения. Все это – в строгом соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам». Следователь отказал в удовлетворении всех ходатайств, кроме одного – истребовал сведения об организации-эксперте.
Одного следователя для данного уголовного дела оказалось недостаточно – 18 июля постановлением руководителя седьмого следственного управления (с дислокацией в г. Ростове-на-Дону) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации генерал-майора юстиции А.Н. Стрыжакова создали целую следственную группу. В нее кроме возглавившего ее А.А. Толмачева вошел старший следователь по особо важным делам И.А. Дороденко. Группа была создана «в связи с необходимостью выполнения по уголовному делу большого объема следственных и иных процессуальных действий и для оптимизации срока предварительного расследования».
30 августа 2016 года в Ростовском областном суде была рассмотрена апелляционная жалоба на постановление Ленинского районного суда от 12.07.2016г. В ее удовлетворении суд постановил отказать.
В настоящее время следствие по делу продолжается. А.А. Толмачев вызывает на допросы работников Фонда и Союза, активистов этих организаций. Недавно он отказал в удовлетворении ходатайств о возвращении изъятых во время обыска системных блоков и документов, без которых организациям трудно, чтобы не сказать «невозможно», работать. Суд, куда по этому же поводу обратились «Женщины Дона», поддержал следователя.
Мы продолжаем следить за развитием событий. И в следующем номере «ЧЛ» расскажем вам, что же на самом деле послужило причиной возбуждения уголовного дела, дадим комментарии юристов.

Елена Надтока.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *