Европейский суд и великие сидельцы

Имею право быть Человеком!

 

Кажется, Европейский суд, добрался до ростовской косоглазой Фемиды.
Мы уже писали о том, как я, главный редактор «Частной лавочки» Елена Надтока, спустя 11 (!) лет после вынесения приговора по уголовному делу одержала победу в Европейском суде.
А вот еще две новости на эту тему.

Юрий Осипенко

Мы неоднократно писали о том, что новочеркасский предприниматель Юрий Владимирович Осипенко находится под стражей без возбуждения в отношении него уголовных дел и предъявления обвинения с 5 июня 2010 года, то есть уже 6 лет и 2 месяца.
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), рассмотрев связанную с этим жалобу Юрия Осипенко, коммуницировал ее по упрощенной процедуре, указав на нарушения его прав, а именно – условия содержания под стражей и необоснованную длительность содержания под стражей. По данному решению власти РФ должны принять меры, предложив одностороннюю декларацию и компенсацию. Также в деле имеются нарушения по статьям Европейской конвенции прав человека и основных свобод: ст. 5(право на свободу), ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 13 (право на эффективные средства правовой защиты) – которые будут приняты к рассмотрению своевременно.
Но… Европейский суд – он аж во Франции, а у нашего доморощенного суда своя, местечковая позиция. 29 июня, рассматривая вопрос о мере пресечения для Юрия Осипенко, судья Стешенко снова провел заседание в закрытом режиме, попросив всех присутствующих, не являющихся участниками процесса, удалиться из зала.
В итоге судья в 28-й (!) раз принял решение об оставлении Осипенко под стражей!
В связи с отказом председательствующего в процессе судьи А.А. Стешенко проводить судебное заседание в открытом режиме, Юрий Осипенко заявил ему отвод:
«… Я сошлюсь на позицию президента нашей страны, который говорит о том, что судебное заседание должно быть гласным, прозрачным и открытым. Это совершенно новый тезис, который недавно прозвучал на международном экономическом форуме. Считаю, что данное судебное заседание закрыто исключительно для того, чтобы скрыть те нарушения, которые здесь происходят и создать комфортные условия для обвинения. Следовательно, по моему мнению, судья является заинтересованным лицом и не может вести дальше данный процесс».
Стешенко отвод не принял, а, вернувшись из совещательной комнаты, «прошелся» по президенту:
«Доводы Осипенко, касающиеся речи Президента РФ отвергаются судом. Суд считает недопустимым использование политического авторитета Главы государства в своих интересах, выразившееся в данном, конкретном случае в интерпретации угодной для себя фразы Президента РФ, вырванной из контекста его выступления без сути и содержания мотивов указанного выступления. Доводы о заинтересованности судьи, как и ранее заявленные, являются надуманными, и голословными».
Представитель уполномоченного по правам человека в РФ В.М. Богдан так прокомментировал ситуацию:
«…дело Осипенко Юрия Владимировича взято на персональный контроль Уполномоченного по правам человека РФ, а Европейский суд коммуницировал жалобу Юрия, поданную на нарушение прав и свобод, предусмотренных международной Конвенцией. В частности — статья 5 Конвенции рассматривает вопрос о необоснованном лишении свободы. В связи с уведомлением Европейского суда, власти РФ обязаны ответить на все вопросы, заявленные в уведомлении. Решение Европейского суда, подлежащее исполнению, является существенным основанием для устранения нарушений права Осипенко, предусмотренных статьёй 5 Конвенции о незаконном лишении свободы в виде содержания под стражей в СИЗО на период времени, превышающий разумные сроки. Согласно п.3 ст.5 Конвенции Европейского суда, — уважение личной свободы имеет больший вес перед властями, чем обеспечение участия подсудимого в судебном процессе, осуществляемого через содержание под стражей».
Дословная цитата Главы РФ на недавнем Международном экономическом форуме 2016: такова: «Считаю, что нужно и дальше двигаться в сторону повышения ответственности судей и большей прозрачности судопроизводства». Наверное, эти слова В.В. Путина не для всех писаны.

Александр Толмачев

О деле журналиста, правозащитника Александра Михайловича Толмачева «ЧЛ» тоже много писала. Так много, что даже была привлечена к ответственности якобы за то, что сообщила не соответствующие действительности, порочащие одного фигуранта сведения. Жалобу на это решение Новочеркасского городского суда мы тоже отправили в Страсбург. Но речь сейчас не о ней.
Напомним историю вопроса.
Напомним, 29 октября 2014 года ростовский издатель и журналист Александр Толмачев, боевой офицер, побывавший в “горячих точках”, бывший в свое время корреспондентом газеты “Военный вестник Юга России”, был признан виновным в нескольких эпизодах вымогательства, совершенных в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. Якобы он вымогал деньги, угрожая опубликовать компромат о деятельности некоторых лиц в газете “Уполномочен заявить” и журнале “ПроРостов”, которые выпускал.
Кущевский районный суд Краснодарского края приговорил его к 9 годам колонии строгого режима. Свою вину Александр Толмачев не признал, считает уголовные дела надуманными и заказными: слишком много и резко он писал о «грехах» правоохранительных органов и судебной системы.
Александр Толмачев был задержан в декабре 2011 года и через несколько дней взят под стражу. Вплоть до приговора в 2014 году он содержался в многочисленных ИВС и СИЗО, а потом был этапирован в Оренбург. Сейчас он отбывает срок в знаменитом Владимирском централе.
С 2012 года в Европейский суд по правам человека отправлялись многочисленные жалобы от лиц, поддерживающих Александра Толмачева.
И вот в феврале 2016 года Европейский суд в своем обращении к правительству России проинформировал его о жалобе Толмачева и предложил высказаться относительно нарушения и возможности компенсировать допущенное нарушение добровольно без рассмотрения дела в ЕСПЧ. Журналист провел под стражей 2 года и 11 месяцев, а это, по мнению страсбургских судей, — нарушение Европейской конвенция прав человека (ч.3 п. 5 — продолжительность содержания подследственного).
В ответ правительство РФ направило в Страсбург так называемую декларацию, в которой признало нарушение и предложило выплатить заключенному компенсацию морального вреда в размере 3450 евро. Все остальные обращения, отправленные в ЕСПЧ по делу Толмачева, Европейский суд признал неприемлемыми, то есть формально не соответствующими требованиям для подачи жалоб в Страсбург.
До 27 июля Александр Толмачев должен дать ответ в Страсбург на декларацию правительства России. Если он примет предложение о добровольной компенсации, то Европейскому суду останется лишь утвердить достигнутую договоренность.
Что ответит Александр Михайлович? Будем ждать.

Елена Надтока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *