Свернув с облитой солнцем площади Ермака в поисках блаженной тени в ближайший от магазинчика «Пятница» сквер, я буквально остолбенела. Сквер стал прозрачен, как тающая льдинка в теплой ладошке весной. Там, куда манила прежде уютная густая тень, не было ни травы — ее скосили, ни деревьев — их спилили под корень, одни только металлические прутья в палец толщиной торчали то там, то сям. Я пошла по территории сквера, старательно считая свежие срезы пней — сколько же деревьев свалили неведомые пока добровольцы, о которых в интернете было сообщение, что они с согласия городской администрации бесплатно взялись благоустраивать данную территорию отдыха горожан. Пройдя сквер из конца в конец и приблизившись к соборной котельной, я насчитала 23 свежих пня диаметрами от 15 см до полуметра, причем два десятка из них были чистыми, без червоточины, а значит и спиленные деревья были живыми. Да, кстати, пни и не слишком были заметны, их умело извели, сравняв с землей, чтобы в глаза людям напрасно не бросались, не раздражали народ досадой на доблестных пильщиков и организаторов этого загадочного скоропалительного распила. Сквер сократили как минимум на четверть. А перед соборной котельной открылось совершенно голое пространство, на котором отлично были видны капитальный гараж, три мусорных ящика и порядочный прямоугольник территории, освобожденный от деревьев совершенно, выровненный и охваченный бело-красной сигнальной лентой на столбиках. Так обычно обносят место будущего строительства. На всем протяжении от собора до жилых домов, стоящих через дорогу, обзору теперь ничто не мешало, и потому отлично читался баннер с патриотической надписью, греющей сердце каждому горожанину: «Я люблю город Новочеркасск!». Очень трогательно, конечно. Но деревья-то валить вряд ли патриотично — даже ради лицезрения таких признательных слов любви.
Какие-то молодые люди разгружали у гаража машину качественного кирпича, привезенного из Гуково, и предназначенного, как я потом узнала, для реконструкции клумбы в центре сквера. Вначале крайне настороженно отнесясь к моим вопросам, но затем все же разговорившись, работающие поведали, что спиленные деревья — все! — были сухие и опасные для гуляющих бабушек и детишек (хотя не так давно я видела их весело зеленеющими листвой). Что на обнесенном лентой участке сквера будут вскорости посажены молодые деревца из питомника и разбит газон. Для того, мол, были завезены «КамАЗы» хорошей земли, а перед тем подняты и вывезены на свалку плиты от давних строений.
Хотя, вообще-то место у собора историческое, здесь бы, как мне кажется, археологам сперва поработать, а не уборщикам на тракторе. Да и деревья, перед тем как бездумно и огулом пускать их под нож, должен оценить опытный глаз специалиста-дендролога: надо ли спилить их совсем или только подвергнуть санитарной опиловке. И кто здесь дал преступное согласие на такую поголовную скверную очистку? Дерево растет не год, не два, а десятилетия. Здешним уже лет до полусотни. Конечно, какие-то можно, да и нужно опилить, омолодив, как это повсеместно делается теперь в городе. Но зачем же так кардинально — убивать?!
Значит, кому-то это было очень нужно? Кому? Зачем? Насторожило также настойчивое, хоть и благостно поизнесенное, неоднократное утверждение тружеников о том, что территория сквера принадлежит (внимание, граждане!) собору. Что в перспективе, во избежание выгула на новоразведенном газоне собак и распития алкогольных напитков несознательными любителями уединения в тенистых кущах сквера здесь может появиться крепкая, хотя и прозрачная решетка. После чего увидеть, что там, внутри, вы сможете, а вот попасть в сквер — уж извините, не каждый удостоится.
Хотя много было сказано и позитивного, что стараются парни для людей, чтобы и клумба скорее обновилась, и дорожки асфальтом или плиткой (пока не решено) были выложены. Что надо безответственных собачников призвать к ответу за подлые дела их питомцев-псов, гадящих всюду безнаказанно. И с наркоманами, нашедшими здесь себе потайные уголки, пора бы уж разобраться, изгнав их. Спору нет, хорошие намерения. Дай-то Бог им осуществиться. Но деревья этим замыслам разве мешали? А еще парни очень сетовали, что не идет город-ской люд всем миром помогать добровольцам, ленивы, инертны люди, равнодушны, обезверились. «А вы народ-то в помощь звали?» — не удержалась от вопроса я. Ответ был расплывчив.
И еще одну крайне скверную историю пришлось узнать. Что под одним из ныне спиленных деревьев были замечены белым днем развратничающие извращенцы. Мерзко, слов нет. Но дерево-то здесь причем? Есть и в нашем обществе такие его бесстыдные члены, им без разницы, где делать э т о. Но если следовать такой странной логике, что любое дерево или куст, где были прихвачены строгой общественностью совокупляющиеся или иначе блудящие граждане, нужно изничтожать на корню, то древесных насаждений не напасешься. И так леса у нас горят ежегодно. Да и по придуркам страна, увы, не на последнем месте. Какая-то ужасающая мешанина получается из чьих-то тайных и небескорыстных, как мне представляется, замыслов, бескорыстного труда скромно скрывающих свои имена бессребреников, а вера в правоту делаемого сдобрена изрядной долей ханжества.
Через день я еще раз пришла на это место. У котельной на месте обещанного газона, прямо на солнцепеке уже были посажены две молодые липки, небольшой клен, три низеньких, неизвестных мне деревца и десять тонких белоствольных березок (ох, большой привет незабвенному любителю сего древа Анатолию Панфиловичу Волкову, в пору своего долгого мэрства загубившему немало берез неразумными посадками в некомфортном для них новочеркасском климате). Поневоле подумалось, вот и еще десяток будущих древесных жертв, положенных на алтарь торопливого недомыслия. Если и не погибнут они в этот год, то через сколько лет смогут нарастить полноценную крону, чтобы украсить город-ской сквер и дать тень, спасая горожан от летнего зноя? Тем не менее, первое свое слово труженики-добровольцы сдержали, высадив новые деревца. Вовсю шла работа и по созданию нового образа клумбы. Если все обещанное воплотится к заявленным срокам — к концу лета, в том числе и появится ограждение части сквера в качестве церковной территории, не думаю, что история данного сквера перестанет быть скверной.
Лариса Лиховидова.
Фото автора.
21.6. 2016г. на улице Макаренко были спилены деревья (несколько сильно повреждены) закрывающие щит рекламы, до этого жителям удалось предотвратить уничтожение деревьев вызовом полиции, разрешения не было, в этот раз были документы разрешающие вырубку, заказчиком являлась администрация, выходит что мы, налогоплатильщики, оплачиваем уничтожение зеленых насаждений посаженных нами и нашими родителями ради рекламных щитов!!! Администрация, что творите?