Всемирный казачий…
В первой половине второго дня (29 сентября) работы IV Всемирного конгресса казаков в Новочеркасске был проведён ряд так называемых круглых столов и прошла научно-практическая конференция «Эпоха 1812 года: герои, битвы, властители». К сожалению, сил аккредитованных корреспондентов было крайне не достаточно для того, чтобы посетить все места проведения круглых столов и конференции и рассказать о них всех хотя бы в минимальном объёме.
***
Научно-практическая конференция проходила в Атаманском дворце под эгидой Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» (ВКО «ВВД»), Министерства культуры Ростовской области, новочеркасского музея истории донского казачества (МИДК). Программа конференции включала в себя 14 докладов с последующим их обсуждением в пределах пяти минут. Однако фактически прозвучали 10 докладов. Так что в регламент своей работы конференция вполне уложилась.
Среди докладчиков были не только новочеркасцы, но и ростовчане, а также представители более удалённых от нас городов как России (Санкт-Петербург, Краснодар, Новороссийск), так и городов ближнего зарубежья (республики Беларусь). Темы докладов были как традицинными для научно-практических конференций, ежегодно проводимых новочеркасским МИДК, так и нехарактерными для них. Не так часто бывают в Новочеркасске представители других музеев нашей страны, работа которых пересекается с казачьей тематикой. Но они всё же бывают.
Так, например, в этот раз в Новочеркасск прибыли: Горбунов А.В. — заместитель директора по научной работе Бородинского военно-исторического музея-заповедника с докладом «Бородинское поле как памятник ратной славы России»; Соснина Н.В. – старший научный сотрудник Российского этнографического музея из Санкт-Петербурга с докладом «Национальные казачьи объединения в Отечественной войне 1812 г.»; Ерёменко А.Г. – директор ГБУК КК «Краснодарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына» с докладом «Возвращение исторических реликвий Кубанского казачьего войска на родину»; Попов В.А. – представитель этнокультурного товарищества «Казаки святой Руси» из республики Беларусь с докладом «Подвиг казаков на Романовском поле 14 июля 1812 г.».
Вполне естественно, что доклады этих и других представителей отдалённых от Дона мест придали проведённой в нашем городе конференции более высокий статус и привнесли в неё общероссийский колорит.
***
Работа круглого стола с названием «Вопросы казачьего кадетского образования и участия в этом процессе зарубежных казачьих организаций и потомков казаков» проходила в Южно-Российском Государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте), обозначаемом аббревиатурой ЮРГТУ (НПИ). Ведущая роль в работе этого круглого стола отводилась руководителю и сотрудникам отдела по работе с так называемыми кадетскими учебными заведениями департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. К слову сказать, такого рода департамент впервые появился отнюдь не на Дону, а в далёком от нас Красноярском крае — в составе краевой администрации, когда таковую возглавил там небезызвестный выходец с Дона. А другой наш земляк возглавлял там новосозданный департамент до своего возвращения на Дон, где специально под него и был создан аналогичный департамент в составе администрации Ростовской области.
В работе проводившегося в ЮРГТУ (НПИ) круглого стола приняли участие не только представители администрации Ростовской области, но и ведущие учёные Дона, директора кадетских учебных заведений, представители религиозных и общественных организаций, делегаты конгресса казаков. Хотелось бы напомнить читателям, что первым в постсоветской России был возрождён в Новочеркасске именно Донской кадетский корпус. А целую сеть кадетских корпусов первым создал во вверенном ему народом субъекте федерации генерал-губернатор Лебедь А.И. , который и поддерживал эту сеть на должном для учебных заведений такого типа материальном уровне. А вот пришедший на его место предприниматель урезал финансирование не только кадетских корпусов, но и возрождённых практически одновременно с ними Мариинских женских гимназий, почти вдвое.
Целью проведённого в ЮРГТУ (НПИ) круглого стола был поиск новых путей и форм развития почему-то именно казачьего кадетского образования и привлечение зарубежных казачьих обществ к созданию некоего международного образовательного пространства якобы казачьих учебных заведений. В ходе обсуждений рассматривавшихся проблем поднимались вопросы совершенствования управленческих, организационных, методических и информационных механизмов взаимодействия казачьих учебных заведений, формирования единой методической базы. При этом была рассмотрена концепция непрерывного образования для казачества в системе высшего образования, в которой предлагалось создать федеральную экспериментальную площадку на базе находящегося и действующего в нашем городе ЮРГТУ (НПИ) для проведения мониторинга и апробации моделей образовательных программ всех уровней профессионального образования.
Особое внимание при этом было уделено подготовке обучающихся по военным специальностям с целью формирования государственного заказа и обеспечения взаимодействия с государственными органами и силовыми ведомствами для плановой и целевой подготовки специалистов. Из довольно экзотических и реально вряд ли выполнимых предложений, отобранных для внесения в принимавшуюся в завершение работы круглого стола резолюцию, можно отметить следующие.
1.Рекомендовать высшим учебным заведениям, реализующим казачий компонент, создать кафедры теологии.
2.Рекомендовать Северо-Западному казачьему округу создание двух казачьих кадетских корпусов.
3.Рекомендовать создание казачьего кадетского корпуса Уссурийскому казачьему войску и Забайкальскому казачьему войску.
4.Открытие казачьих классов при культурных центрах России за рубежом.
Говоря о якобы непрерывности казачьего воспитания и образования в образовательных учреждениях, включённых ныне в образовательную систему Войсковых (реестровых) казачьих обществ и подчинённых департаментам по делам казачества и кадетских учебных заведений, занимающие сейчас в этих департаментах штатные должности лица что только не называют казачьими и кадетскими: и детсады, и школы, и лицеи, и профессиональные училища (ПУ). Хотя первые и последние из них к таковым вряд ли можно отнести. Ну, не приравнивалось никогда ремесленное училище к училищу суворовскому (а военно-ремесленная школа к кадетскому корпусу)! А о казачьих военных училищах никто даже не заикается. Хотя на Дону на сегодняшний день не осталось ни одного военного ВУЗа. И куда прикажете теперь идти выпускникам имеющимся в нашей области аж шести кадетских корпусов?
Но, несмотря на это, количество кадетских корпусов в ближайшее время намереваются увеличить вдвое. О необходимости же открытия на Дону хотя бы одного казачьего военного ВУЗа речь при этом не идёт.
***
В рамках IV Всемирного конгресса казаков в двухсветном актовом зале Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина была организована также работа круглого стола под названием «Армия и казачество: история, современность, перспективы». К участию в работе этого круглого стола были приглашены не только представители казачьих обществ, но и военнослужащие, деятелей науки и культуры, представители средств массовой информации.
Дело в том, что развитие казачьего движения в условиях новейшей Российской истории к началу нынешнего тысячелетия достигло уровня, позволяющего российскому казачеству выполнять обязанности по несению не только службы отдельных видов, но и государственной службы.
В статье 5 «Государственная служба российского казачества» Федерального закона Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» в пункте 2 говорится: «Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и войсковые части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы».
В связи с этим, тема круглого стола «Армия и казачество: история, современность, перспективы» имела особую актуальность и была призвана осветить как пути выполнения названного Федерального Закона, так и способы решения проблемных вопросов, возникших при его реализации.
Обсуждение главной темы круглого стола строилось по трём подтемам, заявленным в его названии.
В подтеме «история» были освещены основные вехи исторического развития казачества (как народа-воина) по эпохам как периода Дикого поля, так и Российской империи. При этом особое внимание было уделено основным характерным чертам казачьих воинских формирований и их преемственности и трансформация через призму времени своего исторического развития.
В подтеме «современность» были раскрыты три основных направления: особенности военно-патриотической работы с использованием лучших исторических казачьих традиций; особенности войсковой призывной работы среди казачьей молодёжи с указанием как положительных, так и отрицательных сторон её проведения; статусное значение войсковых частей и соединений, комплектуемых казаками.
В подтеме «перспективы» были обозначены основные тенденции дальнейшего развития современного казачества в контексте интеграции в Вооруженные силы Российской Федерации и прогнозы вариантов осуществления этого процесса.
Казаки-енисейцы предложили проект «Казачий конвой» (по аналогии с императорским казачьим конвоем). Сошлись на том, что документацию по своему предложению они передадут в Военный отдел ВВД, где оценят степень реальности проекта. После этого и будет принято конкретное решение по этому вопросу.
Яркое впечатление у присутствовавших оставило выступление недавнего выпускника академии Генерального штаба, генерал-майора, в своё время командовавшего 22-й бригадой спецназа, дислоцированной в посёлке Степной. Он профессионально проанализировал всю нормативно-правовую базу казачества с точки зрения концепции государственной безопасности и пришёл к неутешительным выводам. Присутствовавшим при этом врезались в память его слова: «Можно легко найти людей, согласных убивать за деньги. И очень трудно найти тех, кто согласен бесплатно умирать за Родину». К таковым бывший комбриг отнёс лишь казаков.
Этот генерал-майор весьма профессионально изложил свои аналитические мысли в отношении роли и места казачества в концепции государственной безопасности. Присутствовавшие при этом представители современного казачества даже высказали предложение делегировать подобных ему военачальников в Генштаб, в котором им следует поручать работу с казачеством. На должности, позволяющие им реально вписать казачество в систему Государственной безопасности России (то есть обеспечить реальную казачью службу).
Много познавательного сказал и представитель ДОСААФ России.
Ему был задан вопрос по поводу Сальского казачьего лицея. Смысл в том, что у этого лицея имеются не только здания и сооружения, но и неплохая учебно-техническая база. А в близлежащих населённых пунктах имеются молодые ребята-казаки, которых не требуется никуда возить с целью подготовки их там по специальностям, необходимых для службы в армии, так как они проживают близ потенциального места их обучения. А у лицея имеется лицензия на право обучение их по военно-учётной специальности (ВУС) «военный водитель». Поэтому было бы целесообразней перенаправить часть финансового потока ДОСААФ в этот лицей, чтобы, во-первых, снять напряженность с самого ДОСААФ (а там — хроническое невыполнение плана подготовки водителей) и навсегда решить проблему подготовки нужного числа водителей из числа молодых казаков. Однако конкретного ответа по поводу возможных путей решения этого вопроса так и не было дано.
К сожалению, выступить хотя бы кратко, чтобы проинформировать участников круглых столов об имеющихся на сегодняшний день проблемах, многим заинтересованным в этом представителям казачества не довелось. С одной стороны, просто не хватило времени (очень уж затягивались вступительные части круглых столов). Много сообщалось, например, общеизвестных фактов по истории казачества, по истории императорского конвоя (чем грешили казаки-енисейцы). А некоторым представителям современного казачества, известным по прошлым выступлениям своими нестандартными мыслями в их публичных высказываниях, попросту не давали слова под тем либо иным благовидным предлогом.
Но, тем не менее, в целом всё прошло весьма конструктивно. Однако присутствовавшие на этом круглом столе наиболее инициативные казаки, хоть и не сумели выступить, но в кулуарах всё же успели обсудить некоторые моменты и прийти к выводу, что интеграция современного казачества и современных армейских структур должна быть обоюдной. А, придя к такому мнению, обменялись адресами уже не традиционной, а электронной почты — для поддержания отношений на уровне народной дипломатии.
Павел Чернов.
Фото автора.