Ломать – не строить
Тревожный сигнал поступил от жителей дома по ул. Московской, 58/110: рядом с ними, на улице Просвещения начато строительство многоэтажного жилищного комплекса, именуемого «Платовский». Ничего хорошего соседи от такого соседства не ждут: восьмиэтажка, какой планируется дом, по их мнению, закроет им свет, создаст массу других неудобств и проблем. А кроме того, видимо, пойдет под снос историческое здание по ул. Просвещения, 108, где сейчас находится магазин «1000 и 1 бутылка». Аптека «Тамара» (ул. Просвещения, 108-а) уже пала жертвой строительной техники, на ее месте (и не только на ее!) разверзся гигантский котлован.
Что строят, кто и где и чем это грозит исторической части города, пытался разобраться наш корреспондент.
Явные признаки будущего строительства жильцы дома Московская, 58 заметили еще в начале весны. И начали обращаться в «инстанции». А те, в свою очередь, ответствовали: на данном земельном участке строительство не ведется, разрешение на строительство никому не выдавалось. Однако уже в апреле на Троицкой площади появились рекламные щиты, призывающае покупать квартиры в новом доме по Просвещения, 108: 37 тыс. руб. за 1 кв. м при 100%-ном первоначальном взносе (при меньших взносах она вырастала до 45 тыс. руб.). Разрешение на строительство было выдано позже – только 20 июня.
Звонившие по указанным в рекламе телефонам узнали, что застройщик – ООО «Еврострой» под руководством директора Д.И. Гельмана. А заглянув на сайт этой фирмы, по достоинству оценили размах строительства. «Еврострой» собирался строить три дома (один 7-этажный и два 8-этажных). Громадина вырастала в середине квартала, выходила на красную линию ул. Просвещения, вплотную подходила к зданию по Московской, 58 – от стенки до стенки оставался только узкий 5-метровый проезд, и глухой стеной закрывала жильцам 58-го дома солнце. При этом 7-этажный дом аккурат становился на месте, где сейчас был магазин «1000 и 1 бутылка».
Жильцы Московской, 58 (а это ТСЖ «КРАТ» — победитель конкурса на лучшее ТСЖ области среди городских округов) занялись историей. А как было не заняться, если дом по ул. Просвещения, 108 построен еще в позапрошлом веке. В МУП «ЦТИ» подтвердили: дата строительства этого здания – 1870 год. В краеведческом отделе библиотеки имени А.С. Пушкина рассказали: это дом генерала Грекова. Раньше во дворе были фонтаны, росли райские яблочки. До Грековых, в 1896 году, здесь жила жена надворного советника Титова. В советское время здесь был детский сад, потом дом снова перешел в частные руки.
К сожалению, жилого дома по ул. Просвещения, 108 не оказалось в списке объектов культурного наследия регионального значения, утвержденном в 1992 году. Возможно, тогда его просто пропустили. А может, тогдашний хозяин дома Недвигин не был заинтересован в этом, ведь проживание в «памятнике архитектуры» налагало дополнительные обязательства по его сохранению.
Обращения ТСЖ «КРАТ» возымело действия, хоть незначительные, но все-таки… И министерство строительства, архитектуры и территориального развития области выдало мэру Новочеркасска предписание о приостановлении действия разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Просвещения, 108 «до устранения допущенных нарушений законодательства о градостроительной деятельности». Таковыми посчитали выдачу разрешения на строительство без согласования министерством культуры области раздела проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия по ул. Московской, 58/110, а также при отсутствии проекта организации работ по сносу четырех объектов, расположенных на земельном участке по ул. Просвещения, 108.
Начальник отдела управления архитектуры и градостроительства администрации г. Новочеркасска Ф.Б. Кутненко мне информацию подтвердил:
— Да, действие разрешения на строительство «Евростроя» мы приостановили. Но уже будем возобновлять, так как они представили письмо из Минкультуры, что раздел проектной документации по обеспечению сохранности объекта культурного наследия – здания по Московской, 58/110 не требуется, т.к. строительство, на которое сейчас выдано разрешение, никак с ним не связано. По вопросу сноса объектов мы с министерством сами не согласились: здание магазина «1000 и 1 бутылка» сейчас сносить никто не собирается, а другие надворные постройки уже были ранее снесены.
Оказалось, что в своей рекламной кампании «Еврострой» просто далеко зашел! Комплекс из трех жилых домов не существует пока даже на бумаге. Разрешение на строительство выдано ТОЛЬКО на одно здание – восьмиэтажное, на этот же проект получено положительное заключение негосударственной экспертизы. Его и строят. Дольщикам обещают сдать дом в срок один год. Но где гарантии, что строители не примутся потом за второе и третье здание? И тогда пойдет под снос исторический объект, который по чьей-то халатности не стал объектом культурного наследия.
По нашей информации, ситуацией заинтересовались в областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На днях обещает приехать комиссия. Старинный особняк по Просвещения, 108 еще можно спасти. Но можно ли спасти исторический центр города от многоэтажных монстров, далеких по стилю от традиционной архитектуры Новочеркасска, создающих неудобства, а то и нарушающих права его жителей?..
Елена Надтока.
Особняк надо непременно спасти. И так многое из казачьего наследия уже уничтожено. Из истории горда известен эпизод, что когда собрались в советское время снести особняк рядом с Военкоматом, к 1-му секретарю горкома КПСС пришел старый большевик и пригрозил застрелить его, если это будет сделано. Он ссылался и на Гражданскую войну, и на Сталина, и на Гитлера, который, кстати, запретил подвергать артобстрелу Новочеркасск.
Сносить такой дом — это просто преступление! Куда смотрят власти!
А кстати, о сохранности трех сотен исторических памятников областного и федерального значения в городе. Не мешало бы редакции получить ответ от мэра сколько их он принял от предшественника и сколько осталось в наличии из принятых. А то что-то прогундели про памятники местного значения от Ленина до памятника Примирения, четыре штуки, а вот более ни гу-гу. Нехорошо это, помалкивать то третий год.