Выставки
Новая экспозиция в музее истории донского казачества
Донские казаки, участвуя с шестнадцатого века в русских военных кампаниях, неоднократно показывали свою храбрость и отвагу, но Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1815 годов прославили казаков на весь мир. Главнокомандующий русской армии князь Михаил Илларионович Кутузов в январе 1813 года написал атаману войска Донского Матвею Ивановичу Платову: «Подвиги донцов в течение кампании 1812 года были главнейшей причиной истребления неприятеля».
Донские казаки первыми встретили французскую армию у западных границ России. Нет надобности перечислять сражения этой священной войны, где казачья удаль проявила себя во всем блеске. Летучие казачьи отряды принимали участие в боях под Миром, Смоленском, у Бородино, при Колотском монастыре. После сдачи Москвы французам в Тарутинский лагерь, где стояла русская армия, прибыли двадцать шесть дополнительных казачьих полков, сформированных из седых ветеранов и безусых юнцов. Дома остались одни старики, дети и женщины. Тихий Дон опустел. Все заботы о домашнем хозяйстве, детях легли на плечи женщин — донских казачек.
И они не подвели своих мужей, сохранили детей и приумножили домашнее хозяйство. Вернувшиеся с военной службы казаки нашли дома порядок и достаток во всём. Войсковой атаман граф М.И. Платов в 1816 году издал приказ по войску, где благодарил донских казачек. «Мы, по совершении обязанностей наших на ратном поле, возвратились по благости Всемилостивейшего Государя нашего в жилища наши, в недра семейств наших; и что же к довершению благополучия нашего обрели мы в домах наших, оставленных, можно сказать, без надлежащего призора? Тот же порядок, то же благоустройство. Жены Донские сохранив верность и привязанность к мужьям своим, с коими были столь долго разлучены важными обстоятельствами всеобщих дел, спешили к ним с горячею любовию своею. Оне сохранили дома и имущества; оне вскормили в отсутствии их оставленных младенцев, кои также будут полезны отечеству, как и отцы их; оне теперь радеют со всею нежностию, достойною внимания и уважения, о своих мужьях, утомлённых долговременными, но впрочем сладостными для сердца каждого трудами. Такое усердие, такая привязанность и уважение жён Донских к мужьям своим не заслуживают ли особой похвалы? Не способны ли оне потрясти каждое чувствительное сердце? Так! Воздав Богу благоданость, покровительствующему и укрепляющему нас в вере и верности, мы можем произнести из глубины душ наших, что мы щастливы и в семейственной жизни нашей! Проникнутой чувствиями сими, я в сердечную себе обязанность вменяю, по долгу звания, Высочайше на меня возложенного, принести чрез сие всем жёнам воинов Донских мою совершеннейшую благодарность за исполнение обязанностей их, за сохранение домов, семейств и имуществ наших. Пускай верность и усердие их , а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения и нравственности жён Донских».
Донские казачки в начале XIX века были разные: низовые – черноокие красавицы, внучки восточных пленниц, в казачий быт они вносили элементы восточной культуры, и верховые – высокие, стройные, светлоокие, в их одежде и домашней жизни было больше русского. Помимо этого, донские казачки различались и по социальному положению: были среди них и очень богатые, и победнее, и совсем бедные. В зависимости от семейного дохода, они одевались по-разному, разное получали воспитание, судьбы у них тоже были различные. Но всех их объединяло то, что их мужчины были воинами, и вся жизнь семьи полностью зависела от военной службы казака. Он в любой момент по сигналу-«сполоху» мог взлететь на своего верного коня и умчаться на войну. Оставляя свой дом на жену, казак был уверен, что, вернувшись, он найдёт семью и хозяйство в полном порядке.
Какие же они были, донские казачки? Чем занимались? Как выглядели? Ответы на эти вопросы можно получить, побывав в Новочеркасском музее истории донского казачества на вновь открытой выставке «Я за тебя молиться стану…», посвящённой донским казачкам начала XIX века — матерям, жёнам и дочерям участников Отечественной войны 1812 года.
В музее истории Донского казачества хранится хорошая коллекция женских портретов начала XIX века. С полотен на нас смотрят черноокие красавицы в нарядных кубелеках, уверенные в себе и в своём положении в обществе. Замечательный образ донской казачки открывает нам портрет Марии Алексеевны Ханжонковой, жены войскового старшины Петра Егоровича Ханжонкова, пожертвовавшего в 1812 году большую сумму денег на снаряжение дополнительных казачьих полков, а также портрет Марфы Аркадьевны Иловайской, жены участника Отечественной войны 1812 года Григория Дмитриевича Иловайского.
На выставке можно видеть небольшой, но очень выразительный портрет Надежды Петровны Кирсановой – жены георгиевского кавалера, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Хрисанфа Павловича Кирсанова. Надежда Петровна – яркая представительница богатых донских казачек начала XIX века. Несмотря на то, что на портрете она изображена в национальной одежде — кубелеке, она была законодательницей европейской моды на Дону. Кирсановы одни из первых обустроили свой дом в Таганроге на западноевропейский манер, да так, что посещавшие их дом иностранцы отмечали хороший вкус хозяев дома.
Рассматривая портреты казачек, нельзя не отметить перемены, происходящие на Дону в начале XIX века. Так, Мария Васильевна Суворова, жена героя Отечественной войны полковника Петра Васильевича Суворова и дочь наказного атамана А.К. Денисова Екатерина Андрияновна Егорова изображены на портретах в декольтированных платьях, пошитых по европейской моде начала XIX века.
Помимо живописных портретов казачек, на выставке можно увидеть большое количество подлинных предметов конца XVIII и начала XIX века: одежду, украшения, культовые и бытовые предметы.
В витринах демонстрируется нарядная женская одежда донских казачек XVIII – XIX веков: кубелеки, шали, колпаки. Слово «кубелек» позаимствовано донскими казаками из восточных языков, оно означает «бабочка». Кубелеки шились из различной ткани, в зависимости от семейного достатка. В коллекции донского музея кубелеки пошиты из шёлка. Большая часть их из Таганрога, в окрестностях которого донские дворяне имели имения. Большой интерес представляют женские пояса с инициалами на медальонах-застёжках. Такие пояса присутствуют на всех портретах донских казачек, но, к сожалению, ещё не все инициалы расшифрованы. Прочтение этих инициалов поможет аннотировать многие женские портреты.
Донские казачки были глубоко верующими, чаще всего, как и большинство жителей Дона, приверженцами старой веры. Поэтому на выставке большое место уделено культовым предметам: иконы, книги, нательные кресты. Но основное занятие казачек было – ведение домашнего хозяйства. На плечах донских женщин ежедневно лежала забота о поддержании порядка в курене, о домочадцах, об огороде. На выставке можно посмотреть типичные бытовые предметы, используемые на Дону в начале XIX века.
Автор выставки попыталась всесторонне осветить жизнь донских казачек начала XIX века: воспитание, религия, домашние заботы и многое другое.
С материалами, не вошедшими в экспозицию, а это изображения казачек на старинных гравюрах и рисунках, письма с войны атамана графа М.И. Платова жене Марфе Дмитриевне и дочери Марии, можно ознакомиться в электронном виде.
Галина Кислякова, научный сотрудник музея истории донского казачества.