Разрушеные церкви Новочеркасска

История нашего города, казачества, краеведение, история нашей страны и мировая история...
Аватара пользователя
Милая-Мила
Автор темы
Сообщения: 1784
Зарегистрирован: 09 май 2009, 20:11
Пол: женский
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 334 раза
Контактная информация:

Разрушеные церкви Новочеркасска

#1

Непрочитанное сообщение Милая-Мила » 01 мар 2011, 15:25

Ищу, ссылки на фото, открытки, заю, что это были:
-Троицкая(круг),
-Николаевская(ул. Лебедя)
-Крещенская(суск Ермака)
-Никольская(ул. Просвещения на територии 5 общ.)
-Декбристов/Михайловская
-Чепаевская пл.
-На Платовском проспекте
Если не права поправте, или добавте...
... Моя философия жизни проста:мне нужно кого-то любить, чего-то ждать и что-то делать ...
(с) Элвис Пресли

Аватара пользователя
rus_cryman
Сообщения: 24014
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 12:50
Пол: мужской
Езжу на: зимней резине
Благодарил (а): 3381 раз
Поблагодарили: 5643 раза

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#2

Непрочитанное сообщение rus_cryman » 01 мар 2011, 15:29

в галерею зайдите, там почти все есть
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов

id4886
Забанен
Сообщения: 21881
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 15:45
Пол: мужской
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 2319 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#3

Непрочитанное сообщение id4886 » 01 мар 2011, 15:31

viewtopic.php?f=4&t=11829&p=531758&hilit=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%8E+%D0%BC%D1%8B+%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%B8#p531758

Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
Не совсем Новоч-к, но так для инфы...

Аватара пользователя
Милая-Мила
Автор темы
Сообщения: 1784
Зарегистрирован: 09 май 2009, 20:11
Пол: женский
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 334 раза
Контактная информация:

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#4

Непрочитанное сообщение Милая-Мила » 01 мар 2011, 15:41

rus_cryman писал(а):в галерею зайдите, там почти все есть

Не все, там из тех только Троицкая и Николаевская...
... Моя философия жизни проста:мне нужно кого-то любить, чего-то ждать и что-то делать ...
(с) Элвис Пресли

Аватара пользователя
rus_cryman
Сообщения: 24014
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 12:50
Пол: мужской
Езжу на: зимней резине
Благодарил (а): 3381 раз
Поблагодарили: 5643 раза

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#5

Непрочитанное сообщение rus_cryman » 01 мар 2011, 15:48

что-то есть в теме "Старые фото Новочеркасска",
фото старообрядческой церкви на пушкинской (где нынче пожарная часть) доступны в интернете,
если искать по ключеным словам "старообрядческая церковь новочеркасск" но в плохом разрешении.
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов

Аватара пользователя
Милая-Мила
Автор темы
Сообщения: 1784
Зарегистрирован: 09 май 2009, 20:11
Пол: женский
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 334 раза
Контактная информация:

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#6

Непрочитанное сообщение Милая-Мила » 02 мар 2011, 20:43

Вообщем была в краеведческом отделе нашей библиотеке, вот что нашлось...
Вложения
Всех скорбящих радости.jpg
Старообрядческий.jpg
Успенская.jpg
Успенская единоверческая церковь
Временный деревянный собор в новочеркасске.jpg
Троицкая.jpg
Николаевская.jpg
Часовня центр.jpg
... Моя философия жизни проста:мне нужно кого-то любить, чего-то ждать и что-то делать ...
(с) Элвис Пресли

Аватара пользователя
rus_cryman
Сообщения: 24014
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 12:50
Пол: мужской
Езжу на: зимней резине
Благодарил (а): 3381 раз
Поблагодарили: 5643 раза

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#7

Непрочитанное сообщение rus_cryman » 02 мар 2011, 21:00

Милая-Мила
умничка, первых 4-х по моему на форуме нет.
свистните админу, пусть сохранит в каких-нибудь вечных темах или разделах
Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов

rtyu
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 01 май 2011, 18:46
Благодарил (а): 16 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#8

Непрочитанное сообщение rtyu » 02 май 2011, 12:02

Нвч.энц.0007.jpg

Казаки на улицах Новочеркасска.JPG

Никольский собор на Почтовой улице (сейчас Пушкинская ул. пл. Левски)

Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд:
нн0008 а.JPG

Уже есть такая только вот вид подальше.

Добавлено спустя 38 минут 35 секунд:
Будет небезинтересным отметить то, что на этой же Почтовой (ныне Пушкинской) улице стояли всего в 300 метрах друг от друга две Николаевские церкви - одна православная на Никольской площади ( ныне площадь Левски), а другая старообрядческая -у Александровского сада .И обе были разрушены и до наших дней не сохранились.
(Из энциклопедии о Новочеркасске Кирсанова Е.И.)

Еще существовало понятие как "Домовая церковь" на старых открытках можно увидеть, как выглядели, сами здания сохранились а вот "навершия - маковки" снесли тоже получается разрушенные церкви.

Справка Домовая церковь — в Православной церкви отдельная постройка или помещение при жилом доме или учреждении, имеющая антиминс и предназначенная для совершения богослужения.
До 1917 года домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь. Такое разрешение давали епархиальные архиереи, а в столице — Священный синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви все её принадлежности передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви. Домовые церкви при военных частях, больницах, государственных учреждениях создавались также для удовлетворения нужд верующих, лишенных возможности посещать приходскую церковь, а также для создания прихода из членов семей служащих.
Домовые церкви имели посвящение как в честь чтимого в семье святого, так и в честь святого в день памяти которого тот или иной полк одержал победу. Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам».
Внешне домовая церковь, расположенная в здании выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей.

Аватара пользователя
Conqwest
Сообщения: 32116
Зарегистрирован: 16 мар 2010, 14:27
Пол: мужской
Благодарил (а): 1198 раз
Поблагодарили: 3748 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#9

Непрочитанное сообщение Conqwest » 02 май 2011, 18:41

Будет небезинтересным отметить то, что на этой же Почтовой (ныне Пушкинской) улице стояли всего в 300 метрах друг от друга две Николаевские церкви - одна православная на Никольской площади ( ныне площадь Левски), а другая старообрядческая -у Александровского сада .
Обе православные, если быть точным. Одна никонианская, другая старообрядческая.
В споре рождается Истина... Там же она и умирает.

Аватара пользователя
Laynel
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 15 авг 2009, 11:46
Благодарил (а): 397 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#10

Непрочитанное сообщение Laynel » 02 май 2011, 19:02

а вот у кого есть фото церкви юнкерского училища? Она находилась на улице Ермака!
ищу материалы по Новочеркасскому казачьему (юнкерскому) училищу

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 7451
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 2010 раз
Поблагодарили: 4078 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#11

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 02 май 2011, 20:32

Да это вряд ли у кого будет.
Наша семья прежде жила в этом квартале, я имел фотоаппарат, которым делал снимок спального корпуса казачьего военного училища. А вот заодно запечатлеть ещё и сохранявшийся в то время слева от этого корпуса фасад училищной церквушки почему-то даже мысли не возникало...
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
Милая-Мила
Автор темы
Сообщения: 1784
Зарегистрирован: 09 май 2009, 20:11
Пол: женский
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 334 раза
Контактная информация:

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#12

Непрочитанное сообщение Милая-Мила » 28 мар 2014, 20:46

Церковь Святой Троицы.

Изображение

Троицкая церковьСогласно плана застройки г. Новочеркасска, разработанному военным инженером генерал-лейтенантом Ф. Деволаном, в северной части города "на Московском из Новочеркасска выезде" при пересечении улиц Московской, Санкт-Петербургского проспекта (ныне спуск Герцена), Ермаковского и Баклановского проспектов должна была образоваться площадь с одноименной церковью. Так как у казаков в то время не хватало средств на постройку каменной Троицкой церкви, то они решили поставить "временную деревянную церковь".

27 мая 1809г. войсковое войсковое начальство запросило разрешение у Воронежского Епископа Арсения (до 1829 г. донские казаки не имели самостоятельной епархии и входили в Воронежскую епархию)на построение в Новочеркасске двух молитвенных домов и о выдаче для них антиминсов.27 августа этого же года священником о. Рубашкиным, в присутствии казачьего генералитета, членов Войсковой Канцелярии и множества народа были освящены места под новостроящиеся храмы в Новочеркасске: Александровский, Троицкий и Дмитриевский (на кладбище). 16 июля 1810 г. Троицкий молитвенный дом был построен, а 18 сентября - освящен священником о. Долотиным. Быстрота строительства указывала на то, что такие временные молитвенные дома строились деревянными (несмотря на запрет Святейшего Синода от 1800г. в связи с частыми пожарами строить деревянные церкви) небольшими и вскоре оказывались "малопоместительными".

По "Летописи Новочеркасской Троицкой церкви", составленной, но не оконченной священником Иоанном Артинским, первый деревянный "молитвенный дом", построенный и освященный еще в 1810 году был храм "с такою же колокольнею, поставленный не на фундаменте, но просто на бревенчатых стульях (выделено нами -Е.К.), обшитых шелевкой также, как и самыя стены, покрытый тесом, окрашенный в зеленый цвет, окруженный деревянною решетчатою, окрашенную в эту же краску, оградою". Снаружи Троицкий молитвенный дом "был обелен". Три главы молитвенного дома были "вызолочены червонным золотом", а купол был звездами". Внутри же Троицкий деревянный храм был задрапирован холстом, покрашенным "синеватою краскою".

Алтарь в Троицком молитвенном доме был один. Он отделялся от храма "холстяным иконостасом, расписанным масляными красками". Царские врата устроили также из холста. Плащаница имелась "малиноваго бархату, вышитая золотом". Икон в Троицком храме насчитывалось немного. Колоколов в то время было шесть. Самый большой весил 1152 кг. (72 пуда), а самый меньший - 16 кг. (1 пуд).

Так как Троицкий молитвенный храм оказался вскоре тесным, то в 1823 г. его прихожанка - помещица, жена генерал-майора Екатерина Грекова возбудила ходатайство перед Епископом Воронежским и Черкасским Епифанием о дозволении ей на собственные средства расширить деревянную Троицкую церковь устройством двух новых деревянных приделов в честь Успения Божией Матери и св. великомученицы Екатерины. Но ей отказали на том основании, что церкви строить деревянными Высочайше запрещено и предложили построить каменную. В 1830 г. от ветхости обрушилась церковная ограда. Ветшали дерево и холсты. Церковь быстро приходила в негодность. Поэтому в 1837 г. правление станицы Средней получило разрешение от Войскового Правления на ремонт Троицкого храма на церковные суммы "не касаясь свечной операции", т.е. исключая средства, полученные от продажи свечей.

Двумя годами раньше ( т.е. в 1835 г.) уже начались хлопоты и ходатайства о замене временного деревянного Троицкого молитвенного дома каменной церковью. Стали поступать пожертвования. В 1840году этому же станичному правлению было разрешено построить две "камплицы" (часовенки) для сбора пожертвований на новую каменную церковь и : только .В 1842 г. правление станицы Средней возбудило ходатайство перед Афанасием, Архиепископом Новочеркасским и Георгиевским о разрешении постройки двухэтажного каменного здания для Троицкой церкви, мотивируя свое обращение малопоместительностью и ветхостью храма. Разрешение такое дали и войсковой архитектор Седов выполнил проект каменного Троицкого храма, который был Высочайше утвержден 25 января 1845года. Но Главное управление путей сообщения и публичных зданий, в компетенции которого было строительство таких зданий, отвергло проект Седова и прислало в Новочеркасск свой проект. Станичное правление признало этот проект из Петербурга "весьма малым и недостаточным для помещения прихожан, коих числится свыше 5 тыс. человек", не считая пригородных хуторян, причисленных к Троицкой церкви. К тому же правление станицы Средней беспокоилось о том, чтобы новый Троицкий храм явился украшением городу "в соответствие соборному строению", т.е. строящемуся невдалеке каменному Вознесенскому собору.

В связи с этим станичное правление отдает разработку проекта нового каменного Троицкого храма казачьему архитектору Фомину. Он предложил проект пятиглавого храма в нововизантийском стиле с хорами "для удобнейшаго размещения молящихся", общей площадью 1949 квадратных аршин (т.е. 1386 кв. м.). 2 августа 1845 года ходатайство станицы Средней вместе с проектами архитектора Фомина было Высочайше утверждено. Но поскольку проект Фомина стал своеобразным противовесом "министерскому" проекту, то казаки отдали решение этого вопроса Военному министру, в ведомстве которого они находились. Он одобрил новый проект и 24 июня 1850 года, как видно из рапорта ключаря собора священника Василия Смирнова, "положено основание вновь созидаемого каменным зданием храма во имя Св. Живоначальныя Троицы по чиноположению церковному, в присутствии г. наказного атамана В.Д. ( Войска Донского - Е.К.) генерал-лейтенанта Михаила Григ. Хомутова с его супругою, начальника штаба" и т.д. ("Донская Церковная Старина", вып.1V, 1915 г., стр.66)

Попечителем по постройке храма от духовного ведомства был определен по желанию казаков священник Троицкой церкви Иаков Соловьев. Постройка же каменного здания Троицкой церкви с подрядных торгов сдана государственному крестьянину Владимирской губернии Стефану Богатову за 32 тыс. руб. серебром на всем его материале, за исключением иконостаса. Надзор за строительством храма поручили Войсковому архитектору подполковнику Якову Седову.

Для постройки Троицкого каменного храма заготовили 7 млн. штук кирпича, 1600 четвертей извести, а также камень из соседнего Большого Лога. К 16 августа 1852 г. строительство Троицкой церкви вчерне окончили. Началась внутренняя штукатурка стен, деревянные работы и т.д. Исследование лопнувшей 14 августа 1852 г. "железной связи" показало, что общая прочность стен от этого не нарушена. Оставалось соорудить соответствующий храму иконостас. Войсковой Наказной Атаман М.Г. Хомутов взял на себя труд заказать иконостас для главного алтаря с написанием икон Императорской Академии Художеств. Два других иконостаса в приделах церкви были заказаны и исполнены в Новочеркасске под наблюдением архитектора И.О. Вальпреда. Иконы для этих иконостасов писали местные живописцы Ардалион Золотарев и Михаил Гольмов.

24 июля 1856 г. кафедральный протоиерей Василий Смирнов, с благословения Его Высокопреосвященства, освятил южный придел в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. .Священниками Троицкой церкви в это время служили Василий Пашутин и Василий Слюсарев. В мае 1859 г. окончили устройство главного придела. 30 мая 1859 г. в присутствии Атамана М.Г. Хомутова в главном приделе был положен "антиминс по чиноположению церковному". В 1861 г. церковь расписана живописью старанием о. Иакова Соловьева. В этом же году под присмотром Войскового архитектора Авилова вокруг Троицкой церкви начата постройка железной ограды на каменном фундаменте с тремя дверями. Её строительство окончили только в 1872 г.

В 1869 г. по ходатайству граждан Новочеркасской станицы и представителей Войскового начальства Управлением Иррегулярных войск разрешено устроить "каменную колокольню с трапезой " при Троицкой церкви. Постройка велась хозяйственным способом и в 1872 г. колокольню построили. Кроме этого за это же время удалось построить две паперти (внешний притвор, площадка перед внутренним притвором храма - Е.К.) с южной и северной сторон храма. В 1893 г. пристроены с северной и южной сторон храма приделы к боковым алтарям. А в 1896 г. с южной стороны к алтарю Кресто-Воздвиженского придела пристроено небольшое помещение для ризницы и архива, а с северной к алтарю в честь Покрова Божией Матери - пономарка. В 1909 г. к западным входным дверям в храм пристроен кирпичный тамбур.

В 1915г. Троицкая церковь в Новочеркасске - это пятиглавая, каменная колокольней, трехпрестольная церковь. Каменная колокольня состояла из двух этажей. В каждом из них было по четыре окна. В них были выставлены изготовленные на железной основе изображения новозаветных событий и святых. Купол снаружи имел конусообразную форму с 8 окнами. Кресты на главах церкви стояли железные, но позолоченные. В Троицкий храм вели три двери. С западной стороны вход вел в квадратный притвор, где на правой стене висела, написанная на полотне икона Иоанна Златоуста, а на левой - такая же икона Михаила Архангела, записывающего входящих в храм.

Трапезная Троицкой церкви имела в длину 12 метров и ширину 8,5 м. Её высота составляла 9,6 м. Покрашена была трапезная, как и вся Троицкая церковь, голубоватой масляной краской. На западной стене над "красными" воротами (дверями) висела большая картина "Нагорная проповедь", а на восточной - "Тайная вечеря". В трапезной имелось много драгоценных икон. Например, икона Божией Матери Одигитрии была вышита золотом и жемчугом. При входе в церковь по правую и левую стороны на высоте более 2-х метров распологались хоры (правые для певчих, а левые - для молящихся). Купол Троицкой церкви внутри имел высоту более 20 метров. На своде его был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный "тьмой ангелов". Купол поддерживали четыре кирпичных столба. На их верхней части были написаны иконы четырех Св. Евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Из икон в Троицкой церкви обращали на себя внимание многие, но особенно у южных ворот гробик Пресвятой Богородицы, который соорудили из серебра, а изображение Богоматери было унизано жемчугом.

Иконостас главного алтаря Троицкой церкви был 4-х ярусный, украшенный резными позолоченными колоннами, резьбой и т.д. Царские врата - серебряные (84 пробы), резной работы. Все иконы в иконостасе украшены серебряными ризами и находились под стеклом. Увенчан иконостас был деревянным крестом с изображением распятого Спасителя. Царские врата в приделах были также серебряные. Над иконостасами в приделах водружены деревянные кресты, а по их сторонам позолоченные чаши и скрижали (каменные доски с заповедями Бога Моисею на горе Синай - Е.К.) "в сиянии".

Главный алтарь Троицкой церкви в Новочеркасске был полукруглый. В куполе его написана картина "Сошествие Св. Духа на апостолов". На левой стороне висела картина "Моление о чаше", а на южной - "Христос в багрянице". На горнем месте помещалась икона "Деисус" в большом позолоченном киоте. Направо висела написанная на полотне и вставленная в раму икона "Вознесение Христа", а налево - "Распятие Христа". Престол главного алтаря имел "бронзовую одежду". На восточной стене (в правом алтаре) внимание привлекала картина "Воздвижение Креста Господня", а в левом алтаре -"Покров Божией Матери".

В целом Новочеркасская церковь Святой Троицы считалась "чрезвычайно богатой" различной утварью.

Церковных домов для причта Троицкой церкви не было, как и закрепленной за храмом пахотной земли. Главным источником содержания причта являлся доход за исправление треб, т.е. удовлетворение различных религиозных потребностей прихожан священниками. С 1876 года определено жалование притчу Троицкой церкви из войсковых сумм в размере 1.271 руб., но оно, как правило, не выплачивалось. "Станицы то платили жалование, то нет". В 1897 г. при Троицкой церкви в прекрасном двухэтажном здании с фасадом на Санкт-Петербургский проспект (ныне спуск Герцена) открыта школа для девочек, а в одноэтажном с фасадом на Московскую улицу - церковно-приходская школа.

Вскоре революционные веяния и гражданская война круто изменили ход исторического развития Дона и Новочеркасска. Советская власть объявила религию частным и к тому же вредным делом и повела линию на атеизацию населения. Этот процесс не обошел и Троицкую церковь. В начале заметно стало падать число прихожан. Затем резко ухудшающееся материальное положение храма привело его к нищенскому существованию и к закрытию в 1935 г. В музее истории Донского казачества имеется фотография иконостаса Троицкой церкви, на обороте которой написано: "Иконостас троцкой (именно так написано - Е.К.) церкви при закрытии в июне 1935 г."

В материалах ПТИ (Предприятие технической инвентаризации) в деле по Троицкой церкви указано в акте от 23 ноября 1932 г., что технические данные "Быв. Троицкой церкви" такие то. Сокращения типа "быв" и "б", что обозначает "бывший", "бывшая", встречаются во всех материалах данного акта. К тому же в документе указывается графа "внеклассовые помещения" и большие цифры кубатуры здания церкви. Что это обозначает - не расшифровывается и в документах по других церквям Новочеркасска не встречается. Возможно, помещение церкви временно было отдано какому-либо учебному заведению в качестве подсобных помещений. Интересен данный документ и указанием на то, что храм не был присоединен: ни к водопроводу, ни к канализации, ни к электросети. Технический осмотр храма, зафиксированный в документе от 20 января 1931г., указывает на то, что все строения Троицкой церкви находились в удовлетворительном состоянии.

Здесь заметно какое-то противоречие. С одной стороны храм к 1932 г. считается бывшей церковью, а с другой стороны в июне 1935г. пишется на фотографии о закрытии церкви. Более чем три года разницы пока нами не могут быть убедительно объяснены.

Судя по надписи, иконостас Троицкой церкви сфотографировали в июне 1935 г. Содержание фотографии подсказывает, что это фотоснимок не главного иконостаса (Троицкого) алтаря, который был 4-х ярусным, а одного из приделов, ибо на снимке он одноярусный. Так как на снимке просматриваются (хотя и не совсем четко) несколько икон Божией Матери, то можно предположить, что это Покровский придел. О том, что возможно церковь закрыли в 1935 г., свидетельствует и надпись еще на одной фотографии: "Иконостас Старообрядческой церкви при закрытии в июне 1935г." Более того, есть косвенные данные о закрытии именно летом 1935 г. еще одной церкви в Новочеркасске - Никольской. Поэтому можно предположить, что массовая компания по закрытию православных храмов в Новочеркасске проводилась именно летом 1935г.

У нас нет достоверных данных, когда здание Троицкой церкви разобрали (есть предположения, что перед самой войной, по одним данным в 1936 г., а по другим в 1938-1940 г.), но есть воспоминания жителей города о том, что здание церкви использовалось как пересыльный пункт для заключенных, особенно в период проведения коллективизации на Дону. Так, бывший летчик Новочеркасского авиасоединения А. Виноградов, прочитав в газете "Новочеркасские Ведомости" статью Кирсанова Е.И. "Троицкая церковь", писал в своих воспоминаниях: "Не забываются и суровые годы, когда Троицкая церковь стала помещением для заключенных органами ГПУ. Сюда сгоняли из ближайших станиц так называемых кулаков и подкулачников, одним словом, "врагов народа". Возвращаясь с ночных полетов на рассвете, мы нередко были свидетелями, когда арестованных толпами заключали в церковь". ("Новочеркасские Ведомости", 1991 г., © 14). Более того, рассказывают страшные истории о том, как из не отапливаемого здания церкви в зимние вечера и ночи вывозили окоченевшие трупы. Возможно, позднее будут найдены более надежные источники, чем рассказы старожилов. Но пока так.

Своими воспоминаниями подкрепляет эти же рассказы уроженец Новочеркасска писатель Г.П. Климов в своей книге "Крылья холопа". Он пишет: "Мой старший брат, как комсомолец, мобилизован на выполнение спецзадания. Им выдают винтовки. По ночам они стоят в качестве охраны у церкви, превращенной в пересыльную тюрьму. Не хватает тюрем, не хватает охраны. Вечерами в полутьме пригоняют партии раскулаченных - сотни оборванных крестьян и крестьянок. На руках у матерей закутанные в тряпки грудные дети. Многие еле передвигают ноги. С заряженными винтовками ходят они, мальчишки, вокруг церкви. Сами голодные, они охраняют голодных людей. Морозным утром открываются церковные врата. Классовых врагов в лохмотьях гонят дальше на Север. Несколько десятков трупов остаются лежать на холодном каменном полу. Для них проблемы ликвидации кулачества как класса уже разрешена. Они счастливчики. Других ожидают еще мучения и все равно ждет тот же конец". (Григорий Климов "Крылья холопа", изд. Россия, Нью-Йорк, 1972 г.,стр. 409)

У Новочеркасской "Троицкой церкви" есть много схожего с судьбой храма Христа Спасителя в Москве. Московский храм был взорван в 1931г. На его месте позднее хотели поставить самое высокое в стране административное здание с огромной скульптурой В.И. Ленина на крыше, всю жизнь боровшегося с религией. Проект не удался, и на этом месте устроили водный бассейн. Бассейн тоже не удался. Его засыпали и на этом же месте сейчас восстановили прежний Храм Христа Спасителя. После взрыва (или разборки) Новочеркасской Троицкой церкви, на его месте после войны был установлен прямо на земле (т.е. без фундамента) чугунный литой фонтан, демонтированный перед этим на Соборной площади (пл. Ермака). Через несколько лет фонтан пришел в негодность. Его разобрали и выбросили, а на этом же месте построили первый вариант памятника руководителям Донского Совнаркома Ф. Подтелкову и М. Кривошлыкову в виде их барельефа на черном кубе и рядом стоящей высокой стелы. Первый вариант памятника не удовлетворил своими размерами и в 70-х годах был установлен более крупный гранитный памятник с высеченными из камня Подтелковым и Кривошлыковым, которые также боролись против религии. Сегодня - это место отдыха горожан и гостей города, а также праздничных митингов и встреч левых сил, хотя сама площадь уже утратила свое прежнее название - площадь Жертв Революции и вновь стала называться Троицкой. На одном месте история соединила Донскую церковь и Донских революционеров . До полного сходства биографий этих храмов не хватает только восстановления Троицкой церкви. Где, когда, кто и как решит эту проблему - это уже вопрос будущего.

Успенская единоверческая церковь.

27 октября 1800 г. Император Павел 1 утвердил правила для "московских раскольников", которые явились новым шагом на пути примирения Русской Православной церкви и старообрядчества. По предложению графа Румянцева и старовера Никодима для уменьшения напряжения во взаимоотношениях православной и старообрядческой церквей Павлом 1 было разрешено совершение церковных обрядов "по старому", но в специально отведенных для этого православных храмах. Такое компромиссное течение получило название - единоверие. И это было действительно единоверие, ибо и православные и старообрядцы не только вышли из одного корня, но и верили в одного и того же Христа, хотя и по разным церковным традициям ("по старому" и "по новому").

На Дону первая единоверческая церковь была открыта, по мнению церковного историка Н. Снесарева в 1842г., а по утверждению другого церковного историка А. Кириллова - в 1844г. Произошло это в станице Верхне-Каргальской. Единоверие приживалось в казачьем крае, где основная масса жителей были православными и около 200 тыс. чел. старообрядцами, медленно. В основном единоверческие храмы и приходы появлялись на Дону в конце Х1Х века. В это же время, а точнее в 1889г. открывается новоустроенная Успенская единоверческая церковь в Новочеркасске.

Краткая история этой церкви такова. В 1872г. на Азовской площади (ныне Азовский рынок) была построена каменная двухъярусная церковь во имя Архистратига Михаила и всех бесплотных сил. До этого церковь в виде деревянной, перевезенной в Новочеркасск еще в феврале 1813г., стояла на Архангельской площади (ныне пл. Кирова.). Ее ветхое состояние и развитие старого Азовского рынка привели к мысли о переносе храма на новое место, но уже каменной постройкой. Поэтому в 1870г. на новом месте закладывается каменный Михайло-Архангельский храм и в 1872г. освящается. Прежняя деревянная Михайло-Архангельская церковь, стоящая на Архангельской площади, за ненадобностью несколько лет простояла без службы. И только в 1879г. по распоряжению Епархиального начальства она была "обращена в приходскую церковь для Новочеркасских и ближайших к городу единоверцев". Но так как деревянному зданию церкви было уже 66 лет только в Новочеркасске, а до этого оно много лет простояло в Черкасске, то церковь "пришла в совершенную ветхость" и стала угрожать жизни прихожан. В связи с этим Войсковой Наказной Атаман Н.А. Краснокутский отпустил из войскового капитала 5 тыс. руб. на ее перестройку. Но по разным причинам, в том числе и по малочисленности единоверческого прихода, храм не ремонтировался и не перестраивался несколько лет.

Уже при другом Войсковом Наказном Атамане князе Н.И.Святополк- Мирском, осмотревшем древнее здание церкви на Архангельской площади 10 февраля 1885г., было дано задание Областному правлению немедленно квалифицированно осмотреть единоверческий храм и срочно придти на помощь его прихожанам. Атаман справедливо считал, что "единственная в Новочеркасске единоверческая церковь заслуживает справедливого покровительства и поддержки со стороны войска". 1 марта этого же года старая церковь была освидетельствована комиссией архитекторов (Кюнцель и др.) в присутствии единоверческого священника о. Иоанна Севастьянова. Комиссия пришла к заключению, что "вся осмотренная обветшалая постройка представляет вид не храма, а скорее развалины, угрожающей при первой сильной буре обрушением". Члены комиссии пришли также к общему мнению, что "поддержать здание в настоящем положении не представляется решительно никакой возможности"

В связи с такими выводами комиссии возникло ряд насущных проблем. У церковного прихода имелось средств около 1 тыс. руб., так как прихожан в церкви было только "210 душ", да и всего "Новочеркасских раскольников", т.е. потенциальных единоверцев было 1.121 чел. Перестройка, т.е. постройка новой церкви оценивалась в 12 тыс. руб. или при большой экономии и работе самих единоверцев - 10 тыс. руб. Выход нашли опять же в компромиссном решении. Войсковая казна взяла на себя обязательство выделить 5 тыс. руб., а прихожане обязаны были собрать другие 5 или 7 тыс. руб. Войсковое правительство занялось перепиской с Главным управлением казачьих войск о разрешении или выделении этой суммы, а прихожане открыли при новом здании Михайло-Архангельской церкви "попечительство" для сбора недостающих средств. Председателем попечительства был избран о. Иоанн Севастьянов, членами - церковный староста П.А. Шлычков, торговый казак П.А. Леонов и казак Е.К.Макаров. 26 января 1886г. этот попечительский совет был утвержден Высокопреосвященным Митрофаном. 1 апреля 1886г. попечительский совет получил 5тыс. руб.

Для обеспечения безопасности прихожан Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан разрешил попечительству "устроить молитвенный дом на время и перенесть в него св. престол из старой церкви ".25 апреля этого же года Областной инженер-архитектор К.Ф. Кюнцель представил Высокопреосвященному Митрофану проект единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери. Храм был "довольно поместительный". Он предполагал длину в 33 аршина (т.е.23,5м. ) и ширину в 21 аршин ( т.е.15м.). Внешний вид храма был привлекательным, особенно тем, что "все наружныя украшения в чисто- русском вкусе". Имея утвержденный проект храма, 5 тыс. руб. и решимость построить новую церковь, попечительский совет стал заготавливать материалы и готовится к торжественной закладке храма. Она была приурочена к знаменательному событию в Новочеркасске - приезду в город Высокопреосвященного Платона, Митрополита Киевского и Галицкого, который 10 лет служил на Донской кафедре в сане Архиепископа с 1867 по 1877г. ("Пребывание Высокопреосвященнейшаго Платона, Митрополита Киевскаго и Галицкаго в Новочеркасске с 19-го мая по 23-е июня 1886г.", Новочеркасск 1886г., стр. 57-65).

Во вторник, 17 июня 1886г. в 12 часов дня Высокопреосвященный Платон совершил торжественную закладку единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери "на месте старой Михайло-Архангельской церкви". Торжественный акт происходил при участии "почти всего градского духовенства", Войскового начальства и "при огромном стечении народа". "Торжество это замечательно как своею особенностию - возникновением в областном городе перваго единоверческаго храма, так особенно тем, что закладку совершал Член Святейшаго Синода Высокопреосвященный Платон, Митрополит Киевский и Галицкий. Нужно было видеть искренний восторг почтенных стариков-единоверцев и их священника, отца Иоанна Севастьянова, удостоившихся высокой чести - совершения закладки их скромнаго сооружения рукою одного из высших иерархов русской церкви".("Казачий вестник", © 49 от 19 июня 1986г.)

Ровно в 11 часов из-за горы показалась в сопровождении почетного конвоя карета Высокопреосвященнейшего Платона. Из кареты почтенного служителя церкви, которому уже было 84 года, "приняли под руки генералы " А.Д. Мартынов (начальник Войскового штаба) и А.Ф. Поляков (помощник Наказного Атамана). Облачившись в полное святительское одеяние Владыка подошел к месту закладки и положил в основание созидаемого храма "четвероугольный камень с изсеченным на нем крестом и возлил на камень им же освященный елей..." Сопутствующий Владыке Киево-Печерский архидиакон Флавиан "звучным и приятным голосом" провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и его члену Высокопреосвященному Платону, а также священно-архимандриту Киево-Печерской лавры. Затем Высокопреосвященный Платон благословил всех присутствующих и обратился к ним с кратким поучением.

Среди присутствующих :" :директор народных училищ Робуш, старший советник областного правления Миронов, много почетных лиц города и масса народа. В богослужении участвовало все высшее градское духовенство: кафедральный протоиерей, ректор и инспектор семинарии, местный благочинный, ключарь собора и друг. В основание храма заложена металлическая доска с следующею резною надписью: "Заложен св. храм сей в городе Новочеркасске для прихода единоверцев, во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1886 году, июня 17 дня, в 6-е лето Царствования Благочестивейшаго Государя Императора Александра Александровича 111-го, с благословения Св.Синода, Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Киевским и Галицким при Высокопреосвященном Митрофане Архиепископе Донском и Новочеркасском; при Войсковом Наказном Атамане Войска Донскаго князе Николае Ивановиче Святополк-Мирском, Помощнике его Генерал-Майоре Алексее Федоровиче Полякове, Начальнике Штаба Свиты Его Величества Генерал-Майоре Андрее Дмитриевиче Мартынове; наблюдающим за постройкою сего храма состоит Областной войска Донскаго Инженер-Архитектор Карл Федорович Кюнцель. Созидается храм сей на средства Войска Донскаго и пожертвования прихожан".("Казачий вестник", © 49 от 19 июня 1986г.)

После богослужения обществом единоверцев была предложена Митрополиту, духовенству, войсковым властям и другим почетным лицам в углу церковной ограды хлеб-соль. Во время трапезы, которая проходила под специально устроенным навесом, были провозглашены тосты за здравие Государя Императора и членов Царствующего Дома, за славное войско Донское, его Атамана князя Н.И. Святополк-Мирского, достоуважаемого" Преосвященного Митрофана, Архиепископа Донского и Новочеркасского, строителей храма и т.д. В заключении Владыка пригласил всех присутствующих помочь новосозидаемому храму кто, чем может. После этого попечители и священник "едва успевали принимать деньги".

Нам неизвестно как шло строительство единоверческой Успенской церкви. Намерения попечителей были еще в 1886г. "покончить постройку нынешнею же осенью, только внутреннюю штукатурку думают отложить до весны следующего года". Известно лишь то, что в 1889г. единоверческая церковь во имя Успения Божией Матери была освящена. Сколько и как она проработала после гражданской войны и установления советской власти в Новочеркасске нам тоже пока неизвестно. Но Успенская церковь попала в разряд тех церквей Новочеркасска, которые были не только закрыты, но и разобраны до основания. Сейчас на этом месте (площадь Кирова) пустырь. Нет даже приличного сквера и нормальной растительности. А некогда здесь бурлила духовная жизнь.

Церковь Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости". (Монастырская).
Новочеркасское подворье Ефремовского женского монастыря.


Изображение

17 октября 1888 года на Курско-Харьковской железной дороге потерпел крушение царский поезд, в котором ехала семья Императора Александра 111. Царский трапезный вагон, в котором во время крушения находилась вся семья Императора Александра 111 при крушении разлетелся на куски. Но никто из них не пострадал. Это событие и стало причиной выражения верноподданнических чувств со стороны многих россиян, в т.ч. Донцов. В частности, в Новочеркасске возникла мысль об увековечивании знаменательного события спасения царской семьи от возможной гибели сооружением "благолепной часовни на Крещенском спуске (ныне Красный спуск), недалеко от вокзала Новочеркасской железнодорожной станции. Место было выбрано не случайно. Именно здесь ,из царской комнаты в ж/д вокзале начинались въезды Императорских особ в Новочеркасск и заканчивались выезды их из города. Инициатива сооружения часовни принадлежала настоятельнице Старочеркасского Ефремовского монастыря игумении Иннокентии.

К этому времени в Новочеркасске, трудами игумении Иннокентии было создано на Крещенском спуске в конце 70-х годов подворье Старочеркасского Ефремовского женского монастыря. Оно было устроено в столичном городе для упрощения связей с Донскими Архипастырями и для монахинь монастыря, которые могли здесь проживать во время длительных разливов Дона, затопляющих все вокруг монастыря в Старочеркасске.

Часовню собирались построить при содействии местного благотворителя-казака , потомственного почетного гражданина Новочеркасска И.С.Кошкина и назвать ее в честь Донской иконы Божией Матери. Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий обратился за соответствующим разрешением в Св. Синод и через него к Императору. Высочайшее разрешение ,с благодарностью за выражение верноподданнических чувств, было дано .21 мая 1889г. в Новочеркасске получили разрешение на постройку часовни. Но к этому времени прихожане этой части Новочеркасска настолько настоятельно просили игумению Иннокентию устроить не часовню , а храм, что она вынуждена была вновь обратиться к Архипастырю с такой просьбой.

Архиепископ Донской и Новочеркасский Макарий с благосклонностью принял решение о строительстве храма. Но было одно затруднение. По тогдашним законам в городах запрещалось строить безприходные церкви ( т.е. не имеющих своих прихожан-Е.К.) в виде придельных или домовых храмов. Но пожелание Иннокентии поддержали письменными прошениями многие жители Новочеркасска, тем более, что " в этом городе более нежели на 40 т. жителей имеется приходских церквей только 6 ".И такое разрешение на строительство монастырской (безприходной) церкви было все же дано.

Городской благочинный священник Александро-Невской церкви Василий Петров осмотрел вместе с архитектором-инженером строительного отделения Областного Правления П. Траилиным место под новостроящуюся церковь и одобрил его. В мае 1891года по благословению Высокопреосвященного Макария было торжественно освящено Преосвященным Иоанном, Епископом Аксайским место для постройки монастырской церкви во имя преславной иконы Божией Матери " всех скорбящих Радости". К осени 1892года Скорбященский храм был построен и великолепно украшен прекрасным иконостасом.

Скорбященская церковь в Новочеркасске на монастырском подворье сооружена по проекту московского архитектора А.С. Каминского, под наблюдением и руководством местного Епархиального архитектора П.С. Студеникина. Именно последний проектировал и сооружал алтарь, святые ворота и колокольню. Церковь "всех скорбящих Радости" каменная , выполненная в русском стиле, пятиглавая, квадратная, с пристроенным алтарем в виде пятигранного полукружия, по сторонам которого два выступа для ризницы и пономарки. В длину и ширину церковь имела 20 аршин (т.е. 14,2 м.) , а с алтарной частью 29 аршин (т.е.20,6м.).Иконостас был построен в московской мастерской Н.Г. Лебедева, иконы написаны московским живописцем -художником С.К. Швыревым, а колокола отлиты в Ростове-на-Дону на заводе С.Е.Василенко. Каменные работы были выполнены в Новочеркасске И.Г. Радомским. В одну линию с церковью по Крещенскому спуску с северной стороны были устроены святые ворота в виде часовни, двухъярусные, высотой в 15 аршин ( т.е.10,6 м.).

В сооружении храма активное участие своими пожертвованиями принимали: И.С.Кошкин, В.Н.Кошкин, К.Ф.Колесников, Ю.В.Щербакова (позднее монахиня Агния), Жеребковы, Дугинцевы. Большой материальный вклад внесла и сама игумения Иннокентия. Попечителями по сооружению храма были Х.И. Попов и И.В. Дударев.Иннокентия (Петрова), Игуменья (род. 1830)Освящение храма состоялось 12 декабря 1893 года Высокопреосвященным Макарием в сослужении благочинного Донских монастырей архимандрита Иадора, одного иеромонаха и двух священников, с большим торжеством, в котором приняли участие : Войсковой Наказной Атаман войска Донского князь Н.И.Святополк-Мирский, начальник Войскового штаба генерал-лейтенант А.Д.Мартынов, духовные и светские лица, благотворитель И.С.Кошкин. "Народу собралось так много, что он не мог поместиться в храме и окружал его со всех сторон густою массою."( А.Кириллов, Старочеркасский Ефремовский женский монастырь Донской епархии", Новочеркасск, 1897г.,стр.160).Торжество освящения нового храма "осчастливлено было двумя знаменательными для него событиями : 12 числа, в два часа ночи, через Новочеркасск проезжал отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштатдский), и строительница храма игумения Иннокентия удостоилась поднести ему икону Божией Матери Донския, украшенную золотою шитою ризою с дорогими каменьями, работы монастырских рукодельниц, и приняла от него благословение и благопожелания новопосвященному храму". (там же стр.163-164.).

Начинал совершать службы в новоустроенном Скорбященском храме священник Александр Власов. В течение первых трех лет он ежедневно совершал богослужения в монастырской церкви. Затем сюда был определен священник Григорий Грачев, причисленный к штату священно-церковнослужителей монастырского подворья ,а отец Александр продолжал служить, но за штатом.

Благодаря усилиям игумении Иннокентии монастырское подворье со Скорбященским храмом стало приобретать "вид настоящаго отдельного монастыря". Здесь уже были построены к концу Х1Х века два корпуса для монашествующих и послушниц, приличный дом для настоятельницы (сохранился), в нижнем этаже которого расположились монастырские рукодельницы, устроена больница для инокинь и т.д. И это неудивительно. Парадоксально было то, что Новочеркасск, став еще 5 апреля 1829г. епархиальным городом(т.е. центром епархии), не имел в отличие от всех других епархиальных городов России (а их было более 60), своего монастыря, расположенного непосредственно в городе. Поэтому Донские Архипастыри всемерно поощряли инициативу игумении Иннокентии по устройству монастырского подворья в Новочеркасске.

Новочеркасское подворье Ефремовского женского монастыряНам неизвестна судьба Скорбященской церкви в советский период , кроме главного, что она была разрушена и снесена с лица земли. По некоторым сведениям она была разобрана после войны, в 50-х годах. Известно, что сейчас на месте храма стоит невзрачное двухэтажное каменное жилое здание на углу Красного (бывшего Крещенского спуска) и Путиловского переулка (ранее Госпитального).Сохранился только дом игумении Иннокентии с металлической оградой, построенный несколько выше святых ворот по Крещенскому спуску (ныне Красному).

"Скорбященская" церковь.

Изображение

При Новочеркасских богоугодных заведениях со дня их открытия в :.году действовала домовая церковь Пресвятой Богородицы "Все Скорбящих Радости".

Указом Святейшего Синода от 7 января 1908года за © 136 при церкви Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радости" Новочеркасских богоугодных заведений был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с условием, что их содержание будет производиться за счет местных средств. С закрытием в советское время богоугодных заведений была закрыта и "Скорбященская" церковь (не путать с одноименной "монастырской").

Церковь Донской иконы Божией Матери.

Изображение

Церковь Донской Божией МатериКак только была явлена милость Божия 29 апреля 1891г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку , сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль - запечатлеть в памяти потомства это дивное , видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане , каким-либо священным памятником."(Донские Епархиальные Ведомости", 1893г.неоф.отд.,© 10,стр.418).Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича ( с 1896г. Императора Николая 11 - Е.К.), который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского.

Новочеркасцы 29 апреля 1893года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому прошение , в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея, разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем , храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной "Донской иконы", поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади ( ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой ) в честь и славу Донской иконы Божией Матери.

Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма : "Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска , поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев."(там же, стр.420.)

Далее события развивались следующим образом. На запрос Дона о разрешении строительства новой церкви в Новочеркасске от имени Государя Императора Александра 111 ответили, что он разрешил изменить Высочайше утвержденный в 1805г. Александром 1 городской план Деволана, с целью разрешить построить новый храм на Ратной площади в Новочеркасске. Удивляет сам по себе факт бережного отношения к утвержденным планам застройки городов, когда почти через 90 лет потребовалось разрешение Императора России, чтобы поставить в Новочеркасске обыкновенную приходскую церковь.

При Донской Богородицкой церкви был избран церковно-приходской попечительский совет во главе с председателем - священником Петром Знаменским. В состав совета вошли такие известные в Новочеркасске люди как: генерал-лейтенант В.М.Лютенсков, действительный статский советник М.Е.Ушаков, помошник прокурора П.А.Шишов, торговый казак С.С.Цыкунов, губернский секретарь С.С.Рыковской и др. ("Донские Областные Ведомости",1908г.,©20,неоф. отд. стр.402).

У нас нет данных о ходе строительства Донской Богородичной церкви. Но судя по сохранившимся фотографиям это была белокаменная одноэтажная, пятикупольная церковь. Нам известно, что архитектором этой церкви стал Сергей Иванович Болдырев, построивший в Новочеркасске более двух десятков прекрасных домов. Полный иконостас храма расписывал художник Е.Г.Черепахин, который принимал участие и в оформлении Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске. В 1903году храм уже был построен и освящен.

Нам неизвестна судьба Донской Богородичной церкви в годы советской власти. Но точно известно, что в 1930г. церковь еще стояла, так как в нашем архиве есть любительская фотография с надписью "Н.Донская церковь. 26/У1 1930". Возможно, как и некоторые другие Новочеркасские церкви Донская Богородичная церковь была закрыта в середине 30-х годов, а когда разрушена или разобрана - не знаем

Противоречива, неоднозначна судьба нынешней Донской Богородичной церкви. Современная церковь, точнее часовня , Донской иконы Божией Матери появилась на Хотунке в 1992году. Местные казаки очистили территорию, вывезли много хлама и мусора из переданного под часовню здания , воодрузили над храмом крест. По мнению одного из авторов (С.Синицин)материалов об этой церкви, этот храм возник в 1792г. , т.е. за 13 лет до основания г.Новочеркасска , что в этом храме, по свидетельству Льва Толстого , отпевали казаков, погибших при защите Севастополя и т.п. Так это или не так, оставим на совести автора, ибо Хотунок, а в те годы Хутунок , был калмыцким поселением и поэтому здесь мог быть калмыцкий хурул (ламаистский храм), да и то передвижной, кибиточный, а никак не православная церковь. Православная церковь на Хутунке появилась только рядом с солдатскими деревянными бараками-казармами, которые были построены на Хутунке в начале ХХ века .

Никакой церкви по нашему мнению до начала ХХ века на Хотунке не было. В противном случае хотя бы один раз о ней упомянули местные газеты, "Донские Епархиальные Ведомости" и другие издания. Более того, используемое помещение под сегодняшний храм Донской иконы Божией Матери , стоящий прямо у дороги (рядом с памятником погибшим в Великую Отечественную войну воинам) не могло быть поставлено на проезжей части в таком месте. Да и само помещение напоминает скорее сторожевую башню , охранявшую въезд в город на Московском тракте (посмотрите на такую же с противоположной стороны города , у мясокомбината, на старом Ростовском тракте), чем храм. И действительно , до войны и после войны здесь устроили водопроводную будку, затем сапожную мастерскую и потом склад автошин. Следует признать необоснованными , коньюнктурно и эмоционально окрашенными суждения С.Синицина :"В начале двадцатых годов яростные безбожники , с благословения новой власти, действуя под девизом : борьба с религией , как с опиумом для народа , ободрали храм, как липку. Сорвали крест, растащили всю церковную утварь, мебель, разрушили иконостас."("Донская речь",1993г.,2 сентября). Считаю, что у автора нет ни одного доказательства в пользу таких заявлений. С одной стороны нечего было разрушать и растаскивать, так как храма здесь вообще не было. А с другой стороны невозможно ответить на один логичный вопрос :" Почему же до середины 30-х годов ни один храм и собор в Новочеркасске не были закрыты и разрушены, а неизвестно откуда взявшийся храм на Хотунке "в начале 20-х годов" ободрали "как липку"?

Понятно стремление казаков станицы "Казачьей" на Хотунке, других казачьих станиц бывшего Промышленного района ( "Ново-Баклановской", "Донской") иметь свои православные храмы. Положительна их инициатива по созданию своего храма в том здании, где ныне работает храм Донской иконы Божией Матери , так как другого помещения не было. Высокой оценки заслуживает инициатива прихожан и священника прихода Донской иконы Божией Матери С. Маштанова по разработке проекта будущего храма. В 1995 году архитекторы Е.В. Пантелеймонов и А.А. Тумасов разработали прекрасный проект комплекса храма Донской иконы Божией Матери на Хотунке на перекрестии улиц Макаренко, Гагарина и Луначарского , в районе бывшего летнего кинотеатра. В составе комплекса планируются : здание храма вместимостью на 1000 прихожан , гостиница на 25-30 мест, трапезная ( кафе-столовая на 30 посадочных мест), приют на 30 детей с классными помещениями, жилой дом настоятеля храма, магазин , хозяйственный блок, стоянка на 30 автомобилей .

А нынешний небольшой , как раньше бы сказали "малопоместительный" часовня-храм, живет своей приходской жизнью и надеждами на то, что найдутся люди и средства для реализации хорошего проекта по строительству церкви Донской иконы Божией Матери на Хотунке. Но пока не видно спонсоров и необходимых средств на постройку храма в том месте, где сейчас стоит большой деревянный крест. И в то же время видна бездуховная рука злодея, укравшего с ограды территории будущей церкви заграждение в виде обыкновенной стальной проволоки. Не испил еще храм свою чашу страданий . В муках рождается как и каждый сын человеческий.

Постановлением мэра г. Новочеркасска © 166 от 4 февраля 1997г. "О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской на Дону епархии Московской Патриархии" здание часовни Донской иконы Божией Матери на ул. Гагарина ©106 было закреплено за ее приходом .

Николаевский старообрядческий храм.

Изображение

Старообрядческий Николаевский храм на Почтовой улицеСудьба Николаевской старообрядческой церкви в Новочеркасске была такой же тяжелой как и самого старообрядчества в дореволюционной России. Со времен церковных реформ Патриарха Никона ( середина ХУ11 века) единое до того русское православие разделилось на приверженцев новой "никониановой", "еллинской"(т.е. греческой -Е.К.) веры и последователей старой , дедовской, так называемой старообрядческой церкви. За несогласие принять нововведения Никона старообрядцы стали преследоваться Русской Православной церковью как отступники, "раскольщики". А поскольку староверы не захотели поминать членов царской семьи во время богослужений, так как цари поддержали реформы и нововведения Патриарха Никона , то против старообрядцев выступила и царская, т.е. государственная власть. Под давлением таких двух мощных сил староверие в России все же выжило, хотя и настрадалось в полную меру. Было старообрядчество и на Дону. Более того, по количеству староверов ( до 200 тыс. чел.) Донская епархия занимала первое место среди всех православных епархий России. Гонения на "раскольников" продолжались вплоть до начала ХХ века . И во все это время учение и обряды староверов назывались ложными, а поэтому большое внимание придавалось миссионерской деятельности среди старообрядцев ,привлечению их в православие. Но староверы твердо отстаивали свои духовные принципы и обряды, шли на любые жертвы во имя сохранения своей веры. А церковь и власти наоборот стремились всячески идеологически разоружить староообрядцев и доказать несостоятельность их учения и обрядов.

Вот в такой противоречивой и достаточно накаленной обстановке в Новочеркасске появляются старообрядческие общины. В них зреет инициатива о создании в епархиальном Новочеркасске старообрядческой церкви. Их не устраивало компромиссное решение Донской церкви и властей об открытии в 1879г. так называемого единоверческого прихода при деревянной церкви Успения Божией Матери на бывшей Архангельской площади (ныне Кирова)., перестроенной из стоявшей здесь прежде Михайло-Архангельской церкви. Единоверие - это была попытка компромиссного объединения староверия с Русской православной церковью, когда старообрядцам предлагалось совершать свои старые обряды в православных храмах под присмотром единоверческих священников, т.е. православных. Но единоверие не решило поставленных перед ним еще с 1800г. задач и поэтому требовались иные, более радикальные решения.

Старообрядцы Новочеркасска в начале ХХ века почувствовав потепление отношений между православной церковью и старообрядческой в связи с опубликованием царского Манифеста 17 октября 1905г., даровавшего гражданам России свободы совести, слова , собраний и союзов, пришли к выводу о возможности устройства своего старообрядческого храма в Новочеркасске. Облегчил положение старообрядцев в России и закон от 17 октября 1906года о свободе вероисповедания.

И тогда казак-старовер Дмитрий Федорович Байдалаков жертвует под строительство храма свое подворье с двумя каменными домами на ул. Почтовой, 39 ( ныне ул. Пушкинская ). Получив разрешение на строительство своей церкви старообрядцы закончили ее постройку в 1907г. ( на этом месте ныне стоит четырехэтажное здание городского пожарного отряда © 5). Внутреннюю церковную роспись осуществлял художник Иван Федорович Попов с коллегами.

26 октября 1908г. в Новочеркасске состоялось освящение новопостроенного храма старообрядцев австрийского толка ( в старообрядчестве было два основных направления, в т.ч. поповцы, т.е. признающие староверческих священников и безпоповцы, т.е. не признающие священников. В этих двух основных направлениях были свои ответвления, как например, австрийское направление у поповцев.

"Храм (на Почтовой ул.) снаружи довольно красив ; внутри в нем замечателен иконостас, - голубой с позолотой, сработанный , говорят на фарфоровой фабрике; старообрядческая иконопись несколько умаляет его красоту. Освящение было совершено приехавшим из Москвы старообрядческим архиепископом Иоанном Картушиным, в сослужении с епископом Феодосием и многими другими лицами из старообрядческаго духовенства".("Донские Епархиальные Ведомости",1908г.,© 32 , неоф.отд.,стр.873).Так сдержанно описывает новую церковь в Новочеркасске миссионер священник Д. Грацианский. Он вынужден был отметить, что государственная власть в лице Войскового Наказного Атамана генерала Самсонова А.В. также приняла участие в освящении. На взгляд Д. Грацианского публика была в храме в основном "из простого любопытства". Пел московский старообрядческий хор и пение было, на взгляд православного миссионера, "какое-то странное пение, похоронное". Николаевский старообрядческий храм имел "осьмиконечный "(восьмиконечный - Е.К) крест, хотя по наблюдению Д,Грацианского на груди архиепископа И.Картушина красовался "четвероконечный крест", но таковой по его же объяснению был разрешен самым большим авторитетом для староверов протопопом Аввакумом .

После церемонии освящения старообрядческого храма был дан торжественный обед в летнем офицерском клубе в расположенном рядом Александровском саду на 150 персон.

После Февральской революции 1917г. и объявленных Временным правительством свобод , старообрядцы стали активнее участвовать в общественно-политической жизни Новочеркасска и Дона. Так , 14 мая 1917г. на Соборной площади (ныне Ермака) состоялся многочисленный молебен старообрядцев во главе с "лжеепископом" Геннадием, в сослужении 11 старообрядческих священников , а также 2 диаконов. Старообрядцы послали от своего имени телеграмму Временному правительству и председателю Государственной Думы Родзянко с молитвами о победоносном окончании 1-й Мировой войны .("Вольный Дон", © 33 от 17 мая 1917г.).

Для читателей будет небезинтересным отметить то, что на этой же Почтовой (ныне Пушкинской) улице стояли всего в 300 метрах друг от друга две Николаевские церкви - одна православная на Никольской площади ( ныне площадь Левски), а другая старообрядческая -у Александровского сада .И обе были разрушены и до наших дней не сохранились.

Когда была закрыта Николаевская старообрядческая церковь мы можем косвенно догадываться по надписи на фотографии из музея истории Донского казачества, на которой изображен в полутемноте иконостас храма. А надпись на фотографии гласит :"Иконостас Старообрядческой церкви при закрытии в июне 1935 года". Таким образом этот храм был закрыт где-то в эти годы. А когда его разобрали нам пока неизвестно. На том месте, где стояла старообрядческая Николаевская церковь, ныне стоит 4-х этажное из белого кирпича здание городской пожарной охраны.

Старообрядцы выстояли и период антирелигиозной политики советского государства. Ныне старообрядцы Новочеркасска входят в Ростовскую общину и ездят на службы в старообрядческий храм в Ростове на Дону.

Церковь преподобного Серафима Саровского.

18 мая 1908 года состоялось торжество открытия богадельни в приходе Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. С поучением о милосердии к прихожанам обратился настоятель собора протоиерей В. Петров. Затем было совершено соборным духовенством молебствие с акафистом преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу и многолетием Государю Императору , Царствующему Дому, Св. Синоду, Донскому Архипастырю и членам соборного попечительства. Богадельня открыта в переулке Широком (недалеко от нынешнего ликеро-водочного завода - Е.К.) в доме © 6, приобретенном для этой цели усердным попечителем." Три безродныя и безпомощныя старухи уже нашли в ней себе приют , а другие еще стучатся в двери..."( "Донские Епархиальные Ведомости", 1908г.,© 17, неоф.отд.стр.440).

С этой богадельни собственно и началась история храма во имя преподобного Серафима Саровского. Попечительский совет Вознесенского кафедрального собора, открыв богадельню, начал сбор средств на постройку новой каменной Серафимовской церкви .

19 июля 1908г. состоялось торжество закладки храма во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Накануне в Богородичном приделе Вознесенского собора было совершено всенощное бдение с чтением акафиста преподобному Серафиму и "умилительным пением". Утром по звону большого соборного колокола началась литургия, после которой были розданы листки с содержанием поучительного слова к открытию Серафимовской церкви под заглавием "Донская церковная кафедра". Затем был крестный ход "при весьма значительном стечении народа и колокольном звоне" по Ермаковскому спуску из собора к подворью попечительства в переулке Широком. Прибывший к месту закладки храма Высокопреосвященный Афанасий осенил народ святительским благословением и облачившись в полное архиерейское облачение начал богослужение. Кафедральный протоиерей совершил каждение приготовленного к строительства храма места. По освящении воды и окроплении большого деревянного креста, священники воодрузили его на месте предполагаемого престола, а мастера приступили к заделке креста кирпичом. Была уложена специальная закладная металлическая доска с надписью о времени и обстоятельствах закладки церкви. Одновременно шла закладка фундамента будущего храма. По совершении полного круга по периметру будущих стен церкви Архипастырь прочел коленопреклоненно соответстующую молитву. Затем были провозглашены многолетия Государю Императору и его Царствующему Дому, Св. Синоду, Архипастырю, строителям и попечителям храма. В это же время шел сбор пожертвований на дальнейшее строительство Серафимовского храма.("Донские Епархиальные Ведомости", 1908г.,©"24,неоф.отд.,стр.625-626.).

Через два года Серафимовская церковь была построена и освящена в 1910году. И хотя она была последней приходской церковью построенной до революции в Новочеркасске, судьба у нее оказалась самой короткой. Из-за банальной для города причины - невылазной грязи на переулке Широком, затруднявшей доступ прихожан в храм, Серафимовская церковь осенью 1913г. была превращена в домовую церковь. "Донские Областные Ведомости" по этому поводу информировали новочеркассцев, что Указом Святейшаго Синода (в результате представления Епархиального начальства) Серафимовская церковь обращена в домовую и при ней открыт штат священно-служителей, и епархиальным начальством при Серафимовской церкви учреждено попечительство благотворительных учреждений и для попечительства учрежден устав".(1914г, © 41).

Нам не удалось пока найти описание или фотографии Серафимовской церкви. Неизвестна и ее судьба в советское время. Но до наших дней она не сохранилась. На этом месте (переулок Широкий © 6 ) ныне пустырь, а рядом стоят автогаражи. Такое ощущение , что на этом пустыре никогда ничего не было, кроме военных автомобилей. Но история наука точная и она подтверждает, что именно здесь стоял православный храм, в котором новочеркасцы удовлетворяли свои духовные потребности. Храмы как и дома могут ветшать, разбираться, словом исчезать, а религиозная вера, вера в Бога продолжает жить веками, независимо от политических, военных и иных потрясений.

Кирсанов Е.И. историк-краевед
... Моя философия жизни проста:мне нужно кого-то любить, чего-то ждать и что-то делать ...
(с) Элвис Пресли

Аватара пользователя
Laynel
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 15 авг 2009, 11:46
Благодарил (а): 397 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#13

Непрочитанное сообщение Laynel » 31 мар 2014, 19:21

А у кого есть фото домовой церкви Новочеркасского казачьего училища? И где её точное местоположение?
ищу материалы по Новочеркасскому казачьему (юнкерскому) училищу

Goroda_voi
Сообщения: 3604
Зарегистрирован: 26 май 2009, 11:48
Благодарил (а): 711 раз
Поблагодарили: 1076 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#14

Непрочитанное сообщение Goroda_voi » 31 мар 2014, 19:31

Laynel писал(а):А у кого есть фото домовой церкви Новочеркасского казачьего училища? И где её точное местоположение?

Если Вы о Казачьем училище на углу Ермака/Комитетская, то второе строение от угла по Ермака и есть она. И левее фрагмент кирпичного забора с крестом.

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 7451
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 2010 раз
Поблагодарили: 4078 раз

Re: Разрушеные церкви Новочеркасска

#15

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 31 мар 2014, 20:31

Laynel писал(а):А у кого есть фото домовой церкви Новочеркасского казачьего училища? И где её точное местоположение?


Да вот на этой фотооткрытке, которую rus_cryman выкладывал, она слева просматривается.

Училище юнкерское (спальный корпус).jpeg
Училище юнкерское (спальный корпус).jpeg (49.3 КБ) 17007 просмотров
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!


Вернуться в «История»