Сингапур
Сингапурский способ борьбы с пробками считается одним из самых эффективных в мире, но копировать его никто пока не решается. Государство ограничивает число продаваемых в стране автомобилей и взвинчивает цены на машины в три раза выше рыночной цены. Кроме этого, госучреждения начинают работать в разное время, чтобы служащие не выезжали на улицы одновременно. В стране жёсткая система штрафов.
Например, наказание за пользование мобильным телефоном во время вождения – 6 месяцев тюрьмы. А сингапурская полиция считается одной из самых не коррумпированных в мире.
Насколько данная модель применима у нас, даже представлять не хочется. В минувшее советское время автомобиль тоже был роскошью, а не средством передвижения. Каким было отношение к касте «избранных» и к чему оно привело – известно. Да и «договориться» с полицейским будет тем проще, чем выше штрафы, установленные за те или иные нарушения.
Индонезия
Власти Индонезии запретили перемещаться по дорогам, имея на борту автомобиля менее трех пассажиров. Это сделано, чтобы уменьшить пробки на дорогах. Поэтому, выезжая из дома, водитель подбирает двух попутчиков и едет по своим делам. А, приехав, расплачивается с пассажирами.
Вот это решение просто замечательное. Переворачивает с ног на голову наши представления об оплате проезда. Уже не пассажиры платят водителю, а совсем наоборот. Но трех пассажиров в отечественных условиях может заменить «волшебный» документ, показанный дорожному инспектору. А глядя на это, и другим автомобилистам вряд ли захочется оставаться в согласии с законом. В общем, законодательно-принудительные методы у нас вряд ли заработают сразу и в полную силу.
Лос-Анжелес
Интересный способ борьбы с пробками существует в Лос-Анжелесе. Он называется «Carpool». Через объявления в интернете люди находят компанию для путешествий, чтобы сэкономить на горючем и дорожных сборах.
Соседи и коллеги по офису используют совместно одну машину для поездок на работу. Популярность этого способа передвижения постепенно растет. Ведь в Лос-Анжелесе для легковых автомобилей с загрузкой больше одного человека выделяют особые полосы движения, которые позволяют объезжать дорожные заторы в часы пик.
Вот бы и у нас так было! Ведь стимулирование – это гораздо лучше запретов. Едешь с пассажирами – получи резервную полосу. И на автобусы никто не в обиде, они ведь тоже пассажиров везут. И робкие ростки культуры передвижения с минимальными затратами и с минимальным дискомфортом для соседей по потоку, быть может, и дадут обильный урожай.
Лондон
В Лондоне для избавления от пробок сделали платный въезд в центр города (целых 8 евро). Что интересно, машины, работающие на экологическом топливе, там освобождены от оплаты. Специальная система отслеживает номера машин и фиксирует их, а потом выставляет счёт автолюбителям.
Первый тезис, который напрашивается тут – даёшь лондонскую зарплату в комплект к лондонской оплате! 8 евро – это больше одного процента от среднего заработка по России. Да и в московском регионе отличие не будет многократным. Разработка тарифов на платное движение по городу требует кропотливой и взвешенной работы по расчету величины, которая позволит отсеять бесполезный трафик, но не повредит жизни мегаполиса. Судя по всему, к такой работе отечественные законодатели пока не слишком готовы. Да и внедрение современных бесконтактных систем контроля оплаты потребует значительных инвестиций, предоставить которые, скорее всего, сможет только государство.
Афины
В Афинах для избавления от пробок вот уже 25 лет действует интересная система! Машины, номера которых заканчиваются четным числом, могут ездить по четным числам месяца, а нечетным наоборот. Правило действует только в рабочие дни.
Это правило привело к тому, что 44% афинских семей владеют двумя машинами с разными номерами, а то и тремя. Жители признаются, что купили машины именно для того, чтобы избежать ограничений.
Аналогичную картину мы будем наблюдать и в крупных городах России. Уже сейчас для семьи, владеющей одним автомобилем, покупка второго в случае необходимости возможна, да и банки с кредитами тут как тут. А уж если без второй машины с «нужным» номером и вовсе половину дней ездить нельзя, только и останется последовать примеру сметливых греков.
Брюссель
В бельгийском Брюсселе, страдающем от самых серьезных пробок во всей Европе, начало работу первое официальное мототакси, организованное администрацией города. Называется оно City Scoot и, как следует из названия, оперирует 400-кубовыми максискутерами. Поездка через весь Брюссель обойдется примерно в 20 евро. Заказать мототакси можно как разово, так и установить расписание на каждый день, если планируется пользоваться этой услугой регулярно.
С поправкой на цену техники попроще и стоимость её эксплуатации, решение вполне жизнеспособное и в России. Жаль только, работать оно сможет лишь 4-5 месяцев в году. Остальные сезоны для передвижения на двух колесах у нас не очень пригодны, и это крайне печально.