Кратка рецензия на Тихий Дон Урсуляка.
Планировал запилить её в видео-формате, однако, с правообладателем не удалось договориться. ЗЫ - права на сей фильм, как и на большинство советско-росийских принадлежат "обама-чму".Режиссер Урсуляк абсолютно незнаком с характером казаков, не говоря об укладе жизни того времени, о котором идёт речь в Тихом Дону. Ощущается то, что режиссёр так же является жертвой идеологической диверсии основанной на том, что многие по заблуждению, считают казаками тех, кто сейчас живёт на территории казачьих земель, и называет себя казаками. Напомню, что на Дону, Кубани, и других казачьих регионах, сейчас в большинстве живут потомки мужичья переселённого из центральной России и не имевших никакого ни генетического, ни культурного отношения к истинным казакам.
Конечно же, актёры пытались входить в роль, но лично мне, как человеку заставшего в сознательном восзрасте казаков и казачек около 1900 года рождения, потуги неотиходонцев смешны. Нет натуральности, нет фактуры.
Один из эпизодических актёров – Митрий Копылов. Считаю, что его было необходимо поставить на одну из главных ролей, так как и внешность и характер Митрия заслуживает лидирующую роль в данном фильме.
Ежели гутарить о технической стороне фильма, то до Голливуда РФ-ии как пешком до Никорагуа по картам Глонасса. Цветокоррекция первых кадров фильма просто отвратительна, напоминает творения провинциальных свадебщиков. Титры типичная Мосфильмовская дрянь. Экшн еще хуже чем у Михалкова в его Утомлённых Сталином. Косяки с историчностью формы минимальны, за это спасибо Митрию Копылову, который помимо игры в эпизодической роли являлся также ответственным за реквизит и его достоверность.
Одно из главных мест фильма – Мелиховский курень. Оценка самая негативная. Вид на Дон хорош, но сам курень как будто одиночный дом, чи где-то на отшибе. Читая книгу, любой из нас ярко представляет себе кипящую в хуторе жизнь, в фильме же этого не видать. Таким образом, главная догма быта не отображена визуально, и на мой личный взгляд это одна из главных недочетов фильма.
Отдельный, и лично для меня сверхнеприятный ляп – сцена рубки чернецовцев. Особенно облик самого славного Героя казачьего народа Чернецова В.М. То ли актёр «не в дугу», то ли Урсуляк понятия не имел и даже не читал о славном командире белоказачьего отряда, но Чернецов получился не Чернецов, это типа Хабенского-Колчака.
+++
Логическая задача фильма – показать быт и традиции казаков, и последовавшую трагедию геноцида. Данная задача не выполнена. Среди замечаний к фильму поступивших от казаков, есть то, что когда сами казаки снимут Тихий Дон, тогда экранизация будет достоверной. Однако и тутоть я не соглашусь.
Роман Шолохова Тихий Дон, несомненно является основой массового освоения так называемой казачьей истории. Множество споров в среде интеллигенции, казаков, обывателей, об истинном авторстве данного романа кипит и по сей день. Спешу огорчить, но данные споры бессмысленны, то что автор Шолохов несомненно, Серафимович же, являлся главным редактором, и оформил роман в плане грамотности и художественного изложения. Цензура политического толку проводилась из высших кабинетов органов советской власти, и вот, мы уже почти век лицезреем натуральную идеологическую диверсию, или по просто дискредитирующую дрянь.
Многие из нас слепо полюбили героев Тихого Дона, однако, дьявол всегда в деталях, которые в романе Тихий Дон сложно назвать малозаметными. Я не буду вас грузить тонкостями исторических событий намеренно искаженных авторами и экранизаторами, не буду расписывать теорию очернения и пропагандистских приёмов, ибо данная статья сугубо об очередной экранизации романа, но, как Тихий Дон может являться культурным достоянием и кладезем исторической правды, если он начинается с картины изнасилования главной героини собственным отцом???
Стоит отметить и моральный образ автора – Шолохова. Это неказак по крови, а так же участник геноцида в отношении казаков в роли бандита из Частей Спецназначения деятельность которых была основана на расказачивании и организации искусственного голода советской властью.
Таким образом даже если воскресить истинного казачьего кинорежиссера Ханжонкова и дать ему для подготовки сценария роман Тихий Дон, он скажет, что вы сошли с ума, это не про казаков и не для казаков. Геноцид устроенный большевиками продолжается, и в первую очередь бъёт по творческим и созидательным людям, в таких условиях, художественные недра казачьего народа еще не скоро смогут нам дать труд, способный принести свет правды и создать наше, казачье народное творчество.
Оптимистичные реплики в данный момент просто глупость, ибо мы видим, как действующие в России власти по сей день ведут политику репрессий и выдавливания настоящих донских казаков.
+++
Сергей Белогвардеец.