Газета «Новочеркасские ведомости»

«Русский ковчег»: странствия по Эрмитажу

Выпуск от 3 февраля 2016

2016 год объявлен в России годом кино. В связи с этим «Новочеркасские ведомости» будут рассказывать о разных отечественных фильмах: от знаменитых до малоизвестных, от странных и необычных до тех, которые уже давно стали киноклассикой.

А начнем мы с рассказа о фильме Александра Сокурова «Русский ковчег».

Уникальность этого фильма в том, что он снят с одного дубля одним кадром без монтажных склеек. При этом в съемках задействованы 33 комнаты Эрмитажа, 2000 актеров и 3 оркестра. Фильм длится 1 час 39 минут, если вычесть из этого хронометража вступительные и завершающие титры, то остается 1 час 27 минут. Ровно столько времени потребовалось, чтобы запечатлеть происходящее в залах Эрмитажа на видео. Но для того, чтобы добиться такого эффекта потребовалось около трех лет подготовки, из которых семь месяцев ушло на репетицию.

«Русский ковчег» вышел на экраны в 2002 году и на тот момент был уникальным проектом. Сейчас, когда техника записи видео уже давно достигла заоблачных высот, рекорд Сокурова побит, причем, не один раз. Никого уже не удивишь фильмом без монтажных склеек. Но уж в чем Сокурова не превзошли, так это в масштабности постановки. Можно снять одним кадром длинную мелодраму про выяснение отношений между тремя героями (тут главное, чтобы актеры помнили свой текст, в остальном это ничем не отличается от любого спектакля), а попробуйте одним кадром снять масштабную историческую фантазию с огромным количеством статистов.

Первым такое масштабное предприятие затеял еще Альфред Хичкок. В 1948 году он выпустил детектив «Веревка», который создает впечатление снятого одним кадром без монтажа. На самом деле кассеты с пленкой не могли позволить это сделать, невозможно было технически сделать столь большую кассету. Хичкоку пришлось имитировать непрерывную съемку, для этого он прибег к хитроумному и высококлассному монтажу, чтобы зритель вообще не заметил склеек. После Хичкока многие режиссеры делали длинные сцены одним планом, но, конечно, Сокуров оказался первым, кто сделал таким целый фильм.

Еще один интересный факт о «Русском ковчеге»: оператору Тильману Бюттнеру пришлось пройти 1,3 километра по залам и коридорам Эрмитажа, несся на себе кинокамеру и систему стабилизации общим весом около 35 килограмм.

Все это, в принципе, объясняет, почему «Русский ковчег» является единственным постсоветским фильмом, включенном в список лучших фильмов в истории. Это список обновляется каждые десять лет после опроса самых известных кинокритиков мира.

Но все это - технические аспекты, а о чем же фильм? Сюжет странен и необычен. Некий бестелесный дух, глазами которого мы смотрим на происходящее, появляется перед входом в Эрмитаж. Дух этот комментирует происходящее (голосом режиссера), но видит его только некий мужчина в костюме девятнадцатого века. Возможно, Сокуров вывел в этом незнакомце маркиза Астольфа де Кюстина, французского дипломата и писателя первой половины девятнадцатого века. Маркиз заблудился в пространстве и времени и теперь блуждает не только по залам Эрмитажа, но и из эпохи в эпоху. Мы вслед за ним увидим не только выдающиеся образцы европейского искусства (лоджии Рафаэля, картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», полотно Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»), но и повстречаем знаменитых исторических личностей – Петра Первого, Екатерину Великую, Пушкина, семью Николая Второго, – и поприсутствуем, например, на церемонии извинений персидских послов перед Николаем Первым за убийство русских дипломатов в 1829 году (именно тогда и погиб Александр Грибоедов).

Не ищите в этом фильме острого сюжета или напряженных диалогов. Да, дух-проводник спорит с маркизом о путях развития России, этакое столкновение славянофила с западником, но споры эти настолько бессодержательны, что рационального зерна из них не выделишь при всем желании. «Русский ковчег» можно смело  назвать фильмом-экскурсией. И в этом - единственная его ценность. Если вы не бывали в Эрмитаже, то это - прекрасная возможность посмотреть хотя  бы некоторую его часть. А чтобы нам было не скучно, тут есть и исторические сцены, разыгранные с тщанием и педантичностью. Сокуров не пытается сказать большего, чем показывает его камера. Не стоит тут искать второго дна, копаться в трактовки символов (а тут их предостаточно), единственно верное, что может сделать зритель – отдаться несущему его потоку и наблюдать за культурой и историей его страны. Многие критики в начале нулевых не поняли замысла режиссера и освистали этот фильм. Но теперь-то, когда баталии стихли, и кино предоставлено само себе, нам становится ясно: перед нами - чистое эстетическое пиршество, удовольствие для глаза и слуха. Так почему бы не отправиться вслед за маркизом Астольфом де Кюстином в это удивительное и странное, похожее на сон, странствие?

Игорь Куншенко

Статьи выкладываются в ознакомительном формате.

Желающие получать полную версию газеты в электронном виде в формате PDF могут направить запрос по адресу электронной почты: nved@novoch.ru и им будут высланы реквизиты для оплаты. Стоимость подписки на полгода 150 рублей. 

Комментарии

(или войдите для оставления комментариев от Вашего логина на сайте)