Газета «Новочеркасские ведомости»

Намордник для рекламы

Выпуск от 4 июля 2006

  Давным-давно во всей нашей, в те времена огромной стране, было всего три рекламных слогана: “Летайте самолётами Аэрофлота!”, “Книга — лучший подарок” и “Храните деньги в сберегательной кассе!”. На заре зарождающегося рынка первые рекламные ролики, появившиеся на телевидении, мы смотрели даже с интересом.

  Сегодня реклама всех нас просто достала. Она вездесуща, она назойлива, она бесконечна, она местами глупа, и очень часто обманчива. Открываешь упаковку с таким красивым и аппетитным обедом, который видел по телевизору, а там все та же вермишель быстрого приготовления и три пакетика со специями. Берешь чудодейственное средство, которое на счет раз-два (опять же по телевизору) расправлялось с грязью на печке, эмаль почти содрал, а грязь ещё нет. Примеров можно привести массу, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что с первого июля вступает в силу новый “Закон о рекламе”, №38-ФЗ, принятый Госдумой 22 февраля, который существенно ограничивает размах и вседозволенность рекламного беспредела.

Новый закон препятствует откровенному вранью некоторых рекламодателей, поскольку даёт чёткое определение понятию “недостоверная реклама”: “Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения”. Например, “о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар”. Это когда в ролике говорят, что теперь таким товаром “пользуются 87 процентов российских женщин”, это и есть недостоверная реклама. Или ещё одна фишка рекламодателей: “От нашего шампуня волосы становятся гуще до 58 процентов!” Кто считал эти волосы и проценты? Конечно, никто. Нас просто “разводят” на деньги, как сейчас принято говорить.

Новый Закон запрещает использовать образ медработника в рекламе, рассчитанной на массового потребителя. Самое печальное, что экранный образ эскулапа создают вовсе не медики, а свободные от ролей актёры. В рекламе сниматься выгодно: быстро, и платят неплохо. Дяденька-“врач” уверяет, что если вы купите эту белую коробочку с проводками, то у вас сразу пройдут все болезни, слепые прозреют, а хромые пустятся в пляс. И ведь как убедительно это звучит и выглядит! На удочку таких рекламных обещаний попадаются чаще всего старики. Болезней у них много, а оздоровиться ох как хочется. Вот и платят они свои пенсионные деньги за пустые обещания. Если бы все эти бальзамы, капсулы и таблетки и впрямь обладали свойствами, которые им приписывают производители и рекламодатели, то вопрос бессмертия и вечной молодости давно уже был бы решён.

Закон признает недобросовестной “зонтичную” рекламу, это когда днём рекламируется, например, минеральная вода или вообще — журнал (!), название их один в один с алкогольным напитком, реклама которого в это время категорически запрещена.

  Теперь не должно быть рекламных роликов о том, что у несчастных молодых людей, которые не додумались воспользоваться чудесным мылом или лосьоном, вдруг появились прыщи. Закон гласит: “в рекламе не допускаются: … формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью”. На самом деле мы же понимаем, что лосьоны — лосьонами, а прыщи — прыщами.

  А знаете, как делается ролик про “волшебное” чистящее средство? Сначала снимают новую раковину, потом её пачкают чем-то легко смываемым, типа кофейной гущи, ну, а в монтаже кадры меняют местами: сначала — грязно, потом — “ослепительно чисто!”

  Признайтесь, вас выводит из себя назойливая “бегущая строка”? Да ещё большими буквами, да ещё поверх субтитров передачи или фильма, да ещё с грамматическими ошибками? Депутатов Госдумы, видимо, “бегучка” тоже нервирует. Новый Закон о рекламе разрешает занимать “бегущей строке” не более 7% размера экрана, запрещает ей “бежать” поверх субтитров или иных “надписей разъясняющего характера” и появляться на экране более 15 минут в течение каждого часа.

  Рекламные паузы в телепередачах не должны быть дольше 4 минут, а общая продолжительность рекламы в телеэфире не может быть более 9 минут в течение часа. “Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок”.

В дни государственного траура в эфире реклама запрещена вовсе.

Радиопередачи могут прерываться рекламой не чаще, чем каждые 15 минут, а всего в радиоэфире рекламе отведено не более 20% от времени вещания в течение суток, что тоже не так мало, если вдуматься.

В периодических печатных изданиях (не рекламных) реклама не может занимать более 40% от общего объёма издания.

Новый Закон регламентирует и рекламу алкоголя.

“…Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна, … что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

2. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:

1) в телепрограммах с 7 до 22 часов и в радиопрограммах с 9 до 24 часов”

Отдельная тема — телемагазин. Это когда с экрана телевизора “всего за какие-то” смешные деньги вам предлагают приобрести “чудесный, удобный и незаменимый всегда и везде” товар, красная цена которому, скорее всего, вдвое, а то и втрое ниже заявленной, качество его оставляет желать, и вообще, он вам сто лет не нужен. Теперь в рекламе товаров при дистанционном способе продажи обязательно должна быть указана полная информация о продавце. Это для того, чтобы, когда это чудо развалится у вас в руках, вы знали, кому предъявлять претензии.

  Новый Закон достаточно объёмен, в нём 28 печатных страниц, и там учтены почти все вопросы производства и распространения рекламной продукции. Есть там и раздел, который регламентирует ответственность недобросовестного рекламодателя и меру его наказания. За соблюдением “Закона о рекламе” будут следить антимонопольные органы. Другой вопрос — за всеми ли уследят? Станет ли новый Закон барьером для бессовестных рекламодателей, которых жажда легкой наживы толкает на откровенную ложь и обман потребителей? Хотелось бы надеяться, что станет. Хотя, как показывает практика, — любое действие рождает противодействие. Поэтому остается надеяться на собственную интуицию и жизненный опыт, который гласит: хорошее в рекламе не нуждается. Хотя, с другой стороны, когда на рынок выходит совершенно новый продукт, наверное, ему требуется честная рекламная поддержка. Самое смешное, что рекламу оплачиваем мы сами, расходы на раскрутку товара включены в его стоимость.

  Так зло реклама или благо? Наверное, дело в её качестве и количестве. И если новый Закон поставит рекламу в рамки, то, может быть, всё будет так, как и должно быть в цивилизованном обществе с развитыми рыночными отношениями, которое мы пытаемся построить.

  Чуть не забыл. Совсем нет рекламы на телеканале “Культура”, и это правильно.

Комментарии

(или войдите для оставления комментариев от Вашего логина на сайте)