Наш чемпион – высок и статен, по-спортивному подтянут, строг, но улыбчив. Голубоглазый блондин, мастер спорта международного класса, легкоатлет Владимир Свиридов – гордость Новочеркасска, ведь он единственный представитель нашего города смог завоевать медаль игр в Лондоне. Паралимпийских игр.
Так уж получилось, что давно на международных легкоатлетических соревнованиях не гремят имена здоровых спортсменов казачьей столицы. Уехали тренера, разбрелись воспитанники. А вот школа легкой атлетики среди людей с ограниченными физическими возможностями сильна в городе как никогда – стараниями талантливого тренера Ольги Николаевны Исуповой. Она подготовила призера Паралимпийских игр Павла Харагезова. А сейчас новочеркасский тренер занимается с другими талантливыми ребятами.
Как все начиналось
Вова родился в обычной новочеркасской семье. Но был он не совсем обычным ребенком, врачи поставили диагноз: спастический тетрапарез (повышение мышечного тонуса, скованность мышц, как верхних, так и нижних конечностей). Это одна из форм проявления детского церебрального паралича (ДЦП).
- Когда я был маленький, – делится выросший и возмужавший Вова, - я играл наравне с остальными ребятами и даже не знал, что болен чем-то. Да, стеснялся немного того, как говорю, с заиканием и задержками фраз. Но никаких больших отличий от остальных ребят не чувствовал.
Когда немного подрос, родители отвезли меня в реабилитационный центр «Добродея» в Шахтах. Там помогают детям с ДЦП, проводят лечебные занятия, массаж. Там появилось у меня множество друзей – с большинством общаемся до сих пор.
А в 12 лет я вернулся в родной город. Поначалу перевели в коррекционную школу – интернат № 1, на пос. Октябрськом, где я и проучился до седьмого класса. И тут передо мной встал первый в жизни серьезный выбор: или оставаться в этой школе и получать справку о том, что прослушал школьный курс, или переводиться в детский дом-интернат для детей с физическими недостатками (который на ул. Александровской), учиться на несколько лет дольше, но получить настоящий аттестат. Конечно, выбрал аттестат.
Поначалу на новом месте было ой как тяжело. Если обычная школьная программа рассчитана на 10 лет, то такие ребята, как я, учатся 12. Да и при переводе потерял год – из седьмого класса перевелся в шестой, чтобы совпадала программа. Первую четверть закончил записным двоечником, и никто из учителей не верил, что я осилю школьную программу. Многое после перевода в новое учебное заведение мне было незнакомо, мы не проходили этого в интернате: уравнения, дроби. А тут сразу такой массив информации на голову обрушился.
Мне, например, даже сейчас тяжело писать под диктовку – руки просто не успевают. Да и многие предметы были совсем неинтересны. Точнее, не предметы, а их преподавание. Возьмем, к примеру, историю. В классе учительница давала параграф прочитать и пересказать. А дома мама могла рассказать тот же параграф, но своими словами – и ее интересно было слушать, и я все запоминал сразу: а вот так – прочитать и пересказать, можно любовь к любой дисциплине убить.
Но я не сдавался. Понемногу, но начал выбираться из этой «двоечной» дыры, и годовые оценки по всем предметам были 4 и 5. Также неплохо закончил школу (мне было 20 лет тогда) и поступил в техникум.
Хотел поехать в Саратов…
- На первую свою тренировку я пришел в шестом классе, – рассказывает Владимир, - «упал на хвост» старшему товарищу, Паше Харагезову. Первые полгода тренировки были легкие, втягивающие… Потом уже началась серьезная работа.
Зачем пришел в зал? Ну, если честно, мы все в интернате знали, что спортсмены на соревнования в разные города ездят. Вот и хотел тоже в новых местах побывать. Первый раз выехал в 2005 году в Саратов на Чемпионат России – так радовался, так гордился!
Поначалу я выступал в спринте (100 и 200м), в прыжках в длину. Сейчас вот массу набрал, и прыгать уже сложно. Теперь специализируюсь в толкании ядра. Возможно, когда-нибудь буду метать диск – но Ольга Николаевна говорит, что это чересчур сложно. Вы видели, как на соревнованиях здоровых спортсменов диск метают? Раскручиваются вокруг своей оси, делают несколько полных оборотов на большой скорости. А у спортсменов с ДЦП такого не получится – откуда у нас такая координация? Тут дай Бог в коридор попасть (коридором называется пространство между ограждениями сектора метания - прим. ред.).
Как пошло, как поехало….
Сейчас за плечами у новочеркасского атлета огромное количество сборов, стартов, побед. Он многократный чемпион России, Европы, Мира, но вот с Паралимпийскими играми ему пока не везет. На игры в Пекине в 2008 году Владимир не попал. А на стартах в Лондоне в 2012 году его коронный вид – толкание ядра – не вошел в соревновательную программу. Зато в английской столице наш легкоатлет взошел на пьедестал почета, заняв третье место по прыжкам в длину.
- Игры в Лондоне были просто потрясающими, и очень необычными. Знаете, как проходят старты, даже международные, среди паралимпийцев? Нет зрителей на трибунах (почти), а иногда и трибун даже нет. Из звуков только слышно, как судья вызывает, или тренер подсказывает. А на Паралимпийских играх – огромный стадион, сто тысяч человек, и все смотрят на тебя. Не только смотрят – но и болеют (за своих), кричат, аплодируют. Такое кого угодно с толку собьет, вот я в итоге и не допрыгнул довольно много до своего личного результата. Хотя мог бы бороться за победу. Ну ничего, в РИО в 2016 году будет толкание ядра, и там мы покажем, кто в секторе хозяин.
(А хозяин, безусловно, Вова, ведь он – обладатель действующего мирового рекорда в данном классе – 14м 70см).
В гостях хорошо, а дома лучше
В году дома побыть получается 5-6 месяцев, остальное время - сборы и соревнования. На международные старты мы выезжаем надолго, живем в городе-хозяине, пока не выступит вся сборная. Есть время и по центру погулять, и достопримечательности осмотреть. По чем действительно скучаю за границей, так это по нашей русской кухне. Часто бывает, что недокармливают нас, спортсменов; ходишь полуголодный.
На сборах и в период серьезных тренировок приходится очень тщательно планировать свой день: чтобы успеть и потренироваться 2-3 раза, и покушать так, чтобы на тренировке нормально себя чувствовать (не голодать, но и не быть переевшим). В последнее время, кроме дома и сборов, значительную часть времени провожу в Чебоксарах, у любимой жены.
Спортивная семья
Свою будущую жену (она, конечно, и не догадывалась, что она – моя будущая жена) я увидел на сборах в Сочи. Как увидел, так сразу и влюбился. Она тогда уже была известной спортсменкой, а я только начинал. Да и как подступиться к такой красавице, не знал: поэтому, как дети в школе, дергал ее за волосы, подталкивал, проходя рядом, одним словом, по-дружески так заигрывал. Лене это не нравилось, она на меня сердилась, и первые лет пять считала меня своим врагом. А надо сказать, виделись мы постоянно – на сборах, на крупных соревнованиях.
А в 2011 году мы оба победили на чемпионате Мира (она, правда, дважды). У нас оставалось время до отъезда, и мы пошли гулять по городу. Вот так и начали общаться: по телефону и смс-ками. А однажды, внезапно, она прислала мне смс: «У нас завтра день города, пойдем, погуляем?» . Я бегом на вокзал, купил билет, и на следующий день был в Чебоксарах. Мы погуляли один вечер с ней и ее подругами, а затем я отправился домой. Потом встречи стали чаще – она приезжала ко мне, я к ней, и я сделал ей предложение. Мы решили пожениться после Паралимпиады, чтобы не смазывать подготовку к ответственным стартам. В Лондоне Елена Иванова принесла стране две золотые медали, а несколькими неделями позже сказала «Да» в новочеркасском загсе. Такую же свадьбу – с друзьями, весельем и банкетом – мы отметили и в Чебоксарах. Вот теперь и живем на два дома: то я в Чувашию, то она в Донской край.
О будущем
Закончив колледж, я получил специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», но работать по ней пока не планирую. Мне нравится спорт, нравится выступать и тренироваться. Мы, толкатели, можем успешно соревноваться лет до сорока, вот тогда и решу, что я буду делать дальше.
Сейчас я живу обычной жизнью обычного человека, и не задумываюсь даже о том, что по документам-то я – инвалид. Занимаюсь спортом, выигрываю для страны медали, вожу машину, общаюсь с друзьями, наслаждаюсь прекрасной семьей, и ни в чем не чувствую себя особенным. Преодоление – оно начинается в голове, в мозгах, там, где ты скажешь себе: «Даже если со мной что-то не так, я не слабее остальных, мне просто придется труднее». А люди с чемпионским характером способны идти к своей цели, несмотря ни на какие трудности.
Беседовала Марина Шутова


