Нет — социальному сиротству!
Напоминаем: 14 ноября в Новочеркасске пройдет Межмуниципальный форум «Роль НКО в профилактике социального сиротства, поддержке материнства и детства». Проект, разработанный Региональной общественной организацией психологов и социальных педагогов «Анима», получил поддержку Администрации Ростовской области, Администрации и Общественной палаты города Новочеркасска.
Сейчас, при подготовке к форуму, в общую копилку собирается информация о положительном практическом опыте всех, кто работает в данном направлении, а распространение лучших практик станет, безусловно, одним из самых эффективных способов, которые позволят добиться снижения уровня сиротства.
Мы продолжаем знакомить наших читателей с некоторыми из хороших наработок.
Районная общественная детская организация (РОДО) “Новое поколение” осуществляет свою деятельность на территории Обливского района вот уже 12 лет. В сентябре 2002 года Обливский Дом детского творчества собрал активных ребят из школ района на свою первую учредительную конференцию, предложив им продолжить добрые дела и традиции пионеров советской эпохи. Так родилась РОДО “Новое поколение” с определённой целью — максимально занять социальной работой сельских ребят, которым не чужды экология, милосердие, миротворчество и патриотизм, для решения проблем местного сообщества.
В настоящее время организация насчитывает более 800 новопоколенцев в возрасте от 8 до 17 лет в 9 подразделениях. РОДО имеет свою атрибутику, программу, ежегодный план работы, включающий в себя проведение более 15 социально значимых акций: “Кавказ — наш общий дом”, “Наше здоровье — в наших руках”, “Чистый берег”, “В единстве наша сила”, “Свеча памяти” и другие. Многие наши акции стали победителями областного конкурса добровольческих проектов “Сто добрых дел Ростовской области”, Всероссийского конкурса “Я — патриот России”, конкурса добровольческих проектов “Наш дом” партии “Единая Россия”. Есть в нашей детской организации акции, направленные на профилактику социального сиротства, привлечения общественного внимания к проблемам семьи, детства: акция «Дружная семейка» (проведение совместного досуга детей и родителей), акция «Подари игрушку» (сбор игрушек в дар детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Достигнутые результаты деятельности РОДО “Новое поколение”, а также существование самой детской организации такое продолжительное время не на бумаге, а на деле, даёт мне право, как бессменному координатору РОДО “Новое поколение” с 2005 года, гордиться своим детищем. Но есть “НО”, которое меня, как педагога, беспокоит все эти годы работы в детской организации.
Не секрет, что активисты — это, как правило, дети и подростки, которые хорошо учатся, общительные, открытые, деловые. Посещают несколько кружков сразу, пользуются поддержкой своих сверстников и родителей. Но как быть с теми детьми, которые по разным причинам попадают в “группу риска” и становятся изгоями в своей семье, в классе, в школе, в обществе, вынужденные искать себе приключения “на улице”, совершая не совсем общественно-полезные “дела”?! Наверное, проще было бы на эту категорию подростков не обращать внимания и работать себе в своё удовольствие без “нервов” с “хорошими” детьми… Но тогда кто будет работать с “плохими”, у которых очевидные пробелы даже не в школьных знаниях, а в воспитании, мировосприятии и мироощущении?! Все эти вопросы я каждый раз задавала себе, когда посещала заседания КДНиЗП и … действовала.
Так на одном из заседаний рассматривался вопрос об административном правонарушении в отношении Ани М., 14 лет. Аня вместе с подругой “от нечего делать” (а делать девочке и правда было нечего, дома у родителей была очередная попойка, а видеть их пьяные лица Аня не хотела) забрались в погреб к пожилой соседке, вынесли оттуда пару консервированных банок и в соседском дворе их открыли, а содержимое вылили на землю… Вопросов к Ане у членов комиссии было много; потупив голову, девочка стояла и слушала. На моё предложение “не выносить, а заносить банки в погреб, тем самым помогая пожилым людям” Аня ответила согласием, не очень-то поверив в то, что её приглашают в волонтёрский отряд, что ей действительно доверят какое-то важное дело. Но все её страхи рассеялись, когда через пару дней я ей позвонила и пригласила на очередную социально значимую акцию. И разговаривала с ней так, как будто она уже давно в деле, как со взрослой и на равных… Через пару дней Аня привела в штаб организации свою подругу Юлю Г., со словами: “Не бойся, Юлька, тут нормально”.
Олег Б. попал в организацию случайно: увязался за любимой девушкой и пошёл, куда повела любовь. А через пару недель пришёл один, достал из кармана аккуратно сложенный галстук и сказал: “Примите меня в новопоколенцы! Уж лучше с вами буду, чем по автобусам кататься в ожидании бабки.” (Олег с раннего детства проживал на попечении бабки. Отец умер, а мать занялась устройством своей личной жизни. Взаимопонимания с бабушкой у подростка не было, она ему не доверяла, причём так, что, уходя из дома по делам, забирала с собой единственный ключ от квартиры. Олегу в ожидании бабки приходилось кататься на маршрутных автобусах, чтобы согреться в холодную погоду). Так в 16 лет Олег вступил в детскую организацию вместе с 8-и летними, объясняя любопытным юным новопоколенцам своё сознательное решение быть полезным обществу. И был, пока не окончил школу и не ушёл служить в армию (впрочем, он и теперь, конечно, обществу полезен).
Каждый раз, попадая на заседания КДНиЗП, я приглашала детей “группы риска” в РОДО “Новое поколение”. Члены комиссии даже шутили надо мной: “Ой, смотрите, сейчас организацию будет рекламировать да трудных подростков зазывать!”. Да, зазывала, пытаясь сделать их времяпровождение на улице полезным им самим, обществу. Пыталась и пытаюсь до сих пор наладить пошатнувшиеся родительско-детские отношения.
Так, в одном из сельских подразделений нашей организации у Наташи В. случилась беда. (У девочки вот уже несколько дней пила мать. Мама Наташи выпивала, но так, чтобы несколько дней подряд — не случалось. В семье, помимо Наташи, ещё две сестры и брат.) Дети рассказали о происходящем дома в школе учителям, те сообщили в другие инстанции, и полным ходом началась подготовка к ограничению матери в родительских правах… И пока документы готовились — мать пила, а дети плакали, потому что с мамой расставаться не хотели, хотели, чтоб она бросила пить. Проблема не решалась… На тот момент я и моя коллега только что вернулись из Новочеркасска с курсов по “Школьным службам примирения” (их проводили региональная общественная правозащитная организация “Союз “Женщины Дона” и центр “Судебно-правовая реформа”), где получили знания по восстановительным технологиям. Недолго думая, мы приняли решение попробовать восстановить семейно-родительские отношения в семье Наташи В. Работа предстояла не из лёгких — надо было создать условия для конструктивного диалога детей и матери, а для этого нужно было убедить мать встретиться с нами.
А с нами она видеться не хотела, потому что была уверена, что мы, “как и все, будем её упрекать и жизни учить”. Ну, как в народе говорят: “Не хотите — и не надо. Мы умываем руки”. И что тогда?! Детей в приют, а мать спивайся дальше?! Получается вместо сохранения семьи — полный развал?! Как по мне, так не надо тогда вообще с детьми работать, если нет желания им помогать и жить их проблемами…. Как сказал доктор педагогических наук В.Б Ежеленко: “В русской традиции и культуре учитель — это не предметник, а специалист по работе с интеллектом и душой ребёнка”.
С мамой Наташи В. нам удалось пообщаться через пару дней, предварительно встретившись с её сестрами на нейтральной территории (в сельском клубе), объяснив им, что мы не собираемся их сестру упрекать, отчитывать, обвинять, наоборот, готовы поддержать, подключив к решению проблем её семьи местное сообщество. Причём подключить не административные ресурсы в лице специалистов сельского поселения, учителей школы, а в лице жителей, которым доверяют односельчане, доверяет сама Люба В. (мать Наташи). Хочется отметить, что для работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, проживающими в сельской местности, очень важен ресурс поддержки местного сообщества, в котором очень тесные связи, люди не просто проживают в одном селе, на одной улице, они живут практически одной большой семьёй. Надо только активизировать механизм поддержки, вопрос только в том, кто этим будет заниматься. Считаю, что это по силам неравнодушным гражданам, общественникам, стоит только захотеть.
Мы с коллегой, конечно, не волшебники, и по взмаху волшебной палочки маму Наташи В. от алкоголизма не вылечили. Но тот факт, что помогли организовать безопасное пространство, в котором возможно, впервые в их семье за одним столом, с чаем и плюшками, маме и её четырём детям удалось конструктивно поговорить, обсудить проблемы каждого члена семьи, а также пути их решения и быть услышанными, заслуживает внимания.
Главный герой фильма “Спешите любить”, объясняя свой поступок, говорил: “Рискни. Протяни руку. И тогда твоя жизнь изменится навсегда”. Я думаю, что с детьми “группы риска” так и надо работать: рисковать, протягивать руку помощи. И тогда ваша жизнь меняется навсегда — в ней нет места равнодушию. И очень надеюсь, что меняется и жизнь подростка… к лучшему!
Ирина Пивень,
координатор РОДО «Новое поколение».
На снимке: по традиции в майские солнечные дни на центральной площади станицы Обливской РОДО «Новое поколение» принимает в свои ряды пополнение – творческих, интересных, активных ребят, идеалы которых — добро и справедливость, милосердие и честность, принципиальность и ответственность. В лучших традициях Пионерии почётные гости сбора и активисты организации повязали вступающим галстуки. Юные новопоколенцы выступили с ответным словом, пообещав собравшимся любить свою малую Родину, хранить добрые традиции отцов и дедов, беречь свой край.