Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#16

Непрочитанное сообщение adiagnost » 20 янв 2018, 21:06

Да, завтра пообщаюсь (в принципе я по телефону уже обсудил с директором воскресной школы - только "за"). Лично я могу проводить занятия и в субботу и в воскресенье. Если надо - то и среди недели вечером.

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#17

Непрочитанное сообщение adiagnost » 21 янв 2018, 13:57

Пообщался с настоятелем храма о. Сергием (правда, сегодня он служил в Каменске, поэтому по телефону). Вобщем, все только "за". Более того - обещали найти запирающийся шкаф для хранения комплектующих и компьютеров.
Теперь следующее:
- время занятий - либо с 14:30 в субботу, либо с 13:00 в воскресенье (в другое время там проходят всевозможные занятия);
- группа 4-5 человек уже "насобиралась", причем, даже студенты есть (в основном из числа постоянных прихожан);
- с директором воскресной школы обсудили некоторые детали, ориентировочно проведем установочное (первое) занятие 28.01 в 13:00 (думаю, к этому времени народ ещё подтянется);
- в любом случае, более 10 человек набирать не будем - меня убедили, что эффективность сильно ухудшается, когда много занимающихся (да и по количеству комплектующих и компьютеров более 10 человек занять вряд ли удастся);
- это не школа - никаких "парт, уроков, дневников" и проч. - занятия в свободной форме, более похожие на "мозговой штурм" конструкторского бюро, каждый вносит свой вклад по мере знаний, умений, стремления и т.д.
- немало придется выполнять работы и на дому, характер работы самый разный от несложных до практически "программистских", так, навскидку, - например, сейчас точно надо будет уменьшить вес рамы квадрокоптера, так как "навесного" предполагается много (рама спаяна из двух полипропиленовых труб, надо насверлить отверстий), разобраться с прошивкой multiwii для полетного контроллера (адаптировать под имеющиеся в наличии датчики), разобраться как работает видео с fpv-видеокамерой (в принципе, это уже отработано на модели радиоуправляемой машины, нужно адаптировать под квадрокоптер - например, как подвести питание, что для этого нужно и проч.), отдельная тема - питание всех частей квадрокоптера, отдельная тема - связь - по радио, по wi-fi, блютус - понять как работает, запрограммировать одноплатные компьютеры, что будут "на борту", отдельная тема - техническое зрение (для чего использоваться будут специальные видеокамеры - вывод видеопотока на бортовые компьютеры), отдельная тема - стереозрение и распознавание изображений на базе открытой библиотеки компьютерного зрения OpenCV, отдельная тема - встройка ПЛИС для первичной обработки потокового видео (разобраться с Quartus - программа синтеза схем для fpga от Альтеры), управление серврприводами, лазерными и ультразвуковыми датчиками, GPS и т.д. и т.п.
Это далеко не все, что есть в наличии. Естественно, все "домашние" задания будут обеспечены аппаратно.
Насчет участия в конкурсах - не хочется совсем уж далеко и надолго ездить, вот например, в Воронеже (мы вряд ли успеем, сейчас как-раз только подают заявки на этот год на проведение конкурсов, так что их скоро появится много)
http://edurobots.ru/event/roboart-2018-4-marta-voronezh/
Бывают пару дней, бывают и фестивали по 2 недели.. В идеале - не дальше Ростова...
Так что если не пугает, то, что я описал выше, - 28.01 установочное занятие, на котором главное понять для ребенка - его ли это?...

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#18

Непрочитанное сообщение adiagnost » 25 янв 2018, 21:24

Переносится на 3 февраля - по-прежнему ждем желающих..

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#19

Непрочитанное сообщение adiagnost » 27 янв 2018, 09:19

Тут накопилось общих вопросов много, постараюсь ответить на наиболее "частые".
Во-первых, перенос на следующую субботу (на 14:30) связан с тем, что завтра (28.01) в воскресной школе будет спектакль, и помещение занято под реквизиты. Такая вот небольшая накладочка.
Во-вторых, по степени "профессионализма" - пока, предварительно, вырисовывается два уровня желающих - тех, кто уже программит хотя бы на чем-нибудь и (или) уже собирал (собирает) какие-то электронные модели - они хотя бы примерно понимают уровень задач, и тех, кто хочет участвовать, но практически ещё ничем не занимался (ну, и, соответственно, не умеет и пока плохо понимает задачи).
Представляется некоторое условное деление участников на "профи" и "стажеров". Причем, стажеры также вовлекаются в процесс по каким-то для начала несложным подзадачам с постепенным изучением всего необходимого и последующим "автоматическим" переходом в "профи". Было бы желание.
В третьих, проект подразумевает два этапа - по результатам первого у нас должен быть рабочий квадрокоптер, управляемый полетным контроллером с нашей адаптированной прошивкой. Предполагается: контроллер либо Arduino Due (есть 2 штуки), Arduino Pro Mini (есть 4 штуки), либо STM32F103 (есть 10 штук) - это посложнее, но тем и интереснее с другой стороны.. Прошивка - Multiwii, вроде, существуют в природе уже "заточенные" под все вышеперечисленные чипы (однако, "допиливать" её все равно придется). Связь на первом этапе - по радио (есть мини приемо-передатчик, но малый радиус действия - не более 50 м - для первого этапа достаточно). Управление - с ноутбука с также разработанным под передатчик ПО. К ноуту же подключается и приемник видеосигнала с соответствующего передатчика квадрокоптера, к которому подключена fpv-камера (это уже отработано на радиоуправляемой машинке - все работает, на ноуте - штатное ПО приемо-передатчика, радиус действия со штатной антенной 1 км, если найдем лепестковую - до 2 км). Датчики, используемые на 1 этапе: гиро-акселерометр (есть 3 штуки), магнитометр (3 шт.), бортовой GPS-навигатор (вроде, Multiwii позволяет выполнять полетные задания по GPS). Связь датчиков с полетным контроллером в основном по SPI (но, есть и по I2C). Силовая часть - бесколлекторные двигатели с тягой в пике до 1,2 кг каждый (4 шт. всего), винты карбоновые - 4 шт. (12 дюймов), две 4-рехбаночные аккум. батареи (14,8 В) по 1600 мА/ч каждая, регуляторы двигателей (4 шт.). Если к лету квадрокоптер взлетит с вышеперечисленным - уже отлично.
Второй этап - установка на квадрокоптер "мозгов" в виде одноплатных компьютеров и возможность полностью автономных полетов. Предполагается (все, что перечисляется - есть в наличии):
- два одноплатника, с подключенными к ним камерами (5 и 2 МПкс) являются основными вычислителями, связанными друг с другом по Ethernet кабелю. Оба решают одну и ту же задачу - анализ изображения в части распознавания образов (на относительно большом расстоянии). Дополняют друг друга, так как видеокамеры хоть и направлены параллельно, но разнесены друг от друга на расстояние порядка 0,4 м. Один из них является "главным", именно с него идут управляющие команды на полетный контроллер. Третий одноплатный компьютер через вентильную матрицу связан с камерой OV7670. Его задача - построение точного цифрового "слепка" поверхности объекта (при подлете на расстояние 5-10 м), для чего дополнительно можно задействовать лазер, дающий две пересекающиеся под углом 90 град. линии красного спектра (тоже есть в наличии, вообще, лазеров разных по мощности есть штук 8, надо придумать, куда ещё использовать, безопасно, естественно). Добавляется связь по wi-fi, блютус и GSM(GPRS).
Вообще, предполагается, что квадрокоптер в автономном режиме должен выполнять, например, следующее:
- получить задание перед полетом - на площади с заданными координатами обнаружить заданный объемно объект;
- прилететь в заданный район, произвести первичную (удаленную) "рекогносцировку", то есть, наметить, какие объекты он должен "пристально" рассмотреть в первую очередь;
- подлетать на близкое расстояние к намеченным ранее объектам для детального распознавания;
- в случае соответствия объекта заданным характеристикам, записать его координаты;
- вернуться в точку старта, передать полученную информацию.
В перспективе - третий этап - взаимодействие двух "машин" - скажем, квадрокоптера и наземного вездехода..
Это - в идеале, но, знаю точно, что выполнимо, и будем к этому стремиться.. :)
Предполагаемые среды разработки:
Arduino IDE (урезанный с,с++);
Keil или подобные (уже "полнный" с,с++ - если будем использовать в проекте STM32)
Python (для одноплатников, но можно - что угодно, лишь бы работало)
Quartus - синтез схем для вент. матриц.
Это не догма - у кого что есть, и если это заработает - отлично.
ОС:
- если будем использовать STM32 в качестве полетного контроллера, было бы интересно попользовать freeRTOS;
- на одноплатниках - Debian. (Но - тоже не догма)
Библиотеки OpenCV и для нейросетей - первую точно будем пользовать, а вторую - посмотрим, обойдемся ли без нейросетевых технологий при распознавании образов.
Так что, в принципе, решаемые задачи - из области самых передовых современных технологий. (Хотя будут и более приземленные - например, будет нужен технический дизайн квадрокоптера и т.д.)
По мере выполнения задач по второму этапу, уже можно заявляться на какие-нибудь конкурсы, хотя это и не "самоцель". Но, там тоже много полезного - во-первых, конечно, показать, что "мы" умеем, во-вторых, посмотреть на разработки других, поделиться опытом и т.д. Опять же, - факт участия в таких конкурсах, как правило, не остается незамеченным при поступлении в соответствующие ВУЗ-ы.
Вопросы - можно здесь, можно в личку..

Аватара пользователя
Dark Pearl
Сообщения: 15518
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 22:50
Пол: женский
Благодарил (а): 696 раз
Поблагодарили: 1969 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#20

Непрочитанное сообщение Dark Pearl » 27 янв 2018, 10:53

adiagnost, так расписали, что хоть сам иди :D . Придётся пожертвовать уроками церковнославянского :) .
Ничего не получится из ничего, если ничего не делать

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#21

Непрочитанное сообщение adiagnost » 27 янв 2018, 12:43

Dark Pearl писал(а):Источник цитаты adiagnost, так расписали, что хоть сам иди :D . Придётся пожертвовать уроками церковнославянского :) .

Ну, по времени ещё будем определяться, это первое занятие (даже не занятие, а, скорее, "знакомство") проведем именно в субботу и именно в 14:30. Дальше посмотрим..

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#22

Непрочитанное сообщение adiagnost » 27 янв 2018, 14:39

Ещё разъяснения:
- проект квадрокоптер - только первый из серии запланированных (далее - будем делать второй автономный "объект", например, вездеход, - многое уже есть и для этого проекта, затем - собирать 3Д принтер, - его сейчас и не хватает - распечатали бы себе все нужные детали квадрокоптера! ..)
- никто не заставляет "расшибать голову в молитвах" - просто, раз уж Храм любезно предоставил нам возможности, то надо соблюдать некоторые несложные правила поведения, о которых поговорим на первой встрече.
- техника безопасности - хотя, в основном у нас используются слаботочные схемы, общие требования безопасности нужно соблюдать - будут соответствующие инструктажи.

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#23

Непрочитанное сообщение adiagnost » 28 янв 2018, 10:20

Деление на этапы довольно условное. Скорее всего какие-то задачи по второму этапу (относительно сложные), кто-то возьмется выполнять сразу.
Для примера - одна из задач такого плана для "профи" - разработать "связку" "видеокамера OV7670 - fpga (программируемая пользователем вентильная матрица или просто ПЛИС - одноплатный компьютер)". Эта подсистема должна выполнять следующие задачи:
- прием ПЛИС видеопотока от камеры;
- первичная обработка изображения в ПЛИС (перевод в черно-белое изображение по заданному пороговому значению, нахождение границ объектов, передача координат границ на компьютер).
Чтобы её решить, для начала необходимо разобраться с тем, как работает видеокамера, для чего скачать её даташит и разобраться. Кстати, где-то в сети встречал примеры её связи с ПЛИС. Камера:
Camera.png
Camera.png (38.74 КБ) 533 просмотра

Затем, - разобраться с возможностями вент. матрицы:
Cyclone.png

Продумать, как это лучше использовать в связке, чтобы решить задачу он-лайнового преобразования видеопотока.
Продумать, как передать информацию на одноплатник, к примеру, такой:
Comp.png

Как это можно будет отлаживать в домашних условиях, и что для этого нужно?
Скачать среду Quartus II:
maxresdefault.jpg

Еще она же:
reshenie-problem-svyazannyh-s-pravilami-naimenovaniya-v-Quartus-II-pri-ispolzovanii-Schematic-2.jpg

И ещё:
manorisc.jpg

Также будут нужны - бластер для работы с ПЛИС:
Blaster.png
Blaster.png (34.45 КБ) 533 просмотра

Возможно, логический анализатор сигналов:
Analize.png

Возможно, преобразователь уровней (для питания одноплатника):
Converter.png
Converter.png (58.14 КБ) 533 просмотра

И, возможно, что-то ещё - вот и надо продумать.
В итоге - все, что выше перечислено - забирается домой и не спеша (но поторапливаясь) выполняется, в основном, дома.
По результатам - рассказать всем хотя бы вкратце как и что работает и т.д.

Отправлено спустя 43 минуты 43 секунды:
Конечно, я понимаю, такая "подзадача" тянет, как минимум, на дипломный проект :) , но, как говорится, "не Боги горшки обжигают", тем более, если что-то не получается, будем вместе думать..

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#24

Непрочитанное сообщение adiagnost » 04 фев 2018, 08:57

Вчера прошли первые вводные занятия. Всего в общей сложности было 5 человек (не считая пап и мам :) ). С учетом того, что не смогли по разным причинам подойти ещё 3-4 человека, но в дальнейшем будут участвовать, - группа практически собралась.
Уже вырисовывается работа по уровням квалификации.
К примеру, двое студентов ФИТУ забрали сложную задачу 2-го этапа, описанную выше - он-лайн преобразование видеопотока с помощью ПЛИС.
Будет у нас и несколько стажеров - вот с ними и будем в основном заниматься - начиная от "поморгать диодом".
Профи же, в основном, будут работать дома и не всегда приходить на занятия (а если и приходить, то для того, чтобы скоординировать свою работу, если какие-то "затыки" и чтобы нам рассказать что сделано и как на "популярном" уровне).
Вообще, есть и относительно сложная задача по 1-му этапу - выбор аппаратной части полетного контроллера и адаптация прошивки к нему.
Посмотрим, кто ещё придет в следующую субботу в 14:30...

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#25

Непрочитанное сообщение adiagnost » 10 фев 2018, 20:11

Сегодня было довольно много народу, однако, со "стажерами" не удалось позаниматься - времени не хватило, так как на объяснение и обсуждение сложных задач для "профи" ушло практически 2 часа.
Поэтому завтра со стажерами наверстаем упущенное - будем делать "дальнюю" связь по видео и поучимся работать в Arduino IDE с датчиками.
Завтра же придет не то что "профи", а самый настоящий "гуру" - основной "архитектор" систем управления транспорта, который вкратце расскажет нам, как разрабатываются сложные системы управления.
Напоминаю - занятия в 14:00...
P.S.
Просьба для Sarry:
Если можно, переместить тему в раздел "Увлечения"...

Аватара пользователя
Dark Pearl
Сообщения: 15518
Зарегистрирован: 08 фев 2008, 22:50
Пол: женский
Благодарил (а): 696 раз
Поблагодарили: 1969 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#26

Непрочитанное сообщение Dark Pearl » 10 фев 2018, 20:15

adiagnost, там штучки дали спаять две штуки в пакнтиках и две лампочки. Из до завтра надо спаять?
Ничего не получится из ничего, если ничего не делать

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#27

Непрочитанное сообщение adiagnost » 10 фев 2018, 20:45

Dark Pearl писал(а):adiagnost, там штучки дали спаять две штуки в пакнтиках и две лампочки. Из до завтра надо спаять?

До завтра не надо - это вообще для следующего проекта, который начнется где-то летом...
Так, - в свободное время, не спеша...

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#28

Непрочитанное сообщение adiagnost » 11 фев 2018, 20:43

Сегодня было всего 2 человека (так получилось, что сегодня же было ещё одно мероприятие, в котором участвовала основная часть участников - бал).
Однако, приглашенный специалист все равно рассказал, как создаются самые современные транспортные системы управления, даже 2-м участникам...
Следующее занятие в субботу в 14:30...

adiagnost
Автор темы
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 04 май 2015, 15:46
Пол: мужской
Поблагодарили: 75 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#29

Непрочитанное сообщение adiagnost » 20 фев 2018, 18:42

Следующее занятие в воскресенье 25.02 в 13:00...

Аватара пользователя
мike
Сообщения: 16923
Зарегистрирован: 31 окт 2007, 17:36
Пол: мужской
Благодарил (а): 2920 раз
Поблагодарили: 2240 раз

Изучение спроса - воскресная школа по информатике и робототехнике

#30

Непрочитанное сообщение мike » 24 фев 2018, 20:09

хорошее начинание, главное, чтоб к такому не скатилось все
Скрытый текст: Показать
Изображение
У человека две жизни, и вторая начинается тогда, когда мы понимаем, что жизнь всего одна.(с)


Вернуться в «Религия»