История: реальное училище и 1 школа

История нашего города, казачества, краеведение, история нашей страны и мировая история...
Аватара пользователя
Sarry
Автор темы
Сообщения: 40738
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 7406 раз
Поблагодарили: 5790 раз
Контактная информация:

История: реальное училище и 1 школа

#1

Непрочитанное сообщение Sarry » 29 окт 2017, 09:56

Ныне несуществующая статья, в 2007 году располагающаяся на сайте npi-ru.ru
Сохранил для истории, публикую.

Предыстория

Период конца XIX - начала XX веков в истории народного образования на Дону, благодаря активной политике войсковых властей в области просвещения и образования, стал важнейшим этапом в переходе к средней ступени обучения. Начало серьёзной реорганизации и основательного обновления народного просвещения относится к 1864 году, когда утверждается "Положение о начальных народных школах" и новый устав гимназий и прогимназий. Эти документы позволяли казачьим управленческим структурам развернуть организационную деятельность по расширению сети образовательных учреждений.
В это время изменялась сама социально-психологическая атмосфера в донском обществе по отношению к "книжному знанию". Практически во всех слоях населения люди осознали не только необходимость получения, как минимум, начального образования, но и стремились расширить свой кругозор.
В обозначенный период получение среднего образования выдвигается в качестве цели воспитания детей для казачьих семей. Расширяются и возможности для осуществления этой цели. С 1863 года, кроме Новочеркасской гимназии, существовавшей ещё с 1805 года, открылись Усть-Медведицкая и Нижне-Черская, Донской императора Александра III Кадетский корпус, 3 классических гимназии, православная и армянская духовные семинарии, 4 реальных училища, юнкерское училище, военно-фельдшерская и 5 военно - ремесленных школ, 2 технических училища, 3 мореходных класса, учительская семинария, 527 окружных, городских и народных училищ, 759 церковно-приходских школ. Тем можно констатировать, что в конце XIX- XX веков были заложены крепкие основы среднего образования . Всего же в 1916 г. на Дону насчитывалось 1550 учебных заведений. Одним из них стало основанное в 1877 году Новочеркасское Реальное училище.

Основание Реального училища и жизнь реалистов

История школы началась с Высочайше утвержденного 25 января 1877 года постановления Государственного совета Царской России: "Учредить в г.Новочеркасске и ст.Урюпинской с 1 июля I887 года два шестиклассных реальных училища с основным и коммерческим отделениями и, сверх того, в г. Новочеркасске - с высшим дополнительным классом, в составе трех отделений: общего, химико-технического и механико-технического на точном основании Высочайше утвержденного в мае 1872 года устава и штатов реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения, но с открытием классов постепенно, по мере имеющихся средств."
Реальное училище было основание 6 февраля 1877 года. Для училища было арендовано здание по улице Александровской.
Открытие училища состоялось 2 октября 1877 года. Оно было открыто в составе двух первых и одного второго класса. Прием заявлений проходил по улице Мариинской №15 (сейчас улица Дубовского). Прием заявлений начинался с 8 по 20 число, а приемные экзамены - с 22 по 27 августа 1877г.
В училище принимались дети всех состояний без различия звания и вероисповедания. Желающие определить детей в училище должны были подать прошение на имя директора училища по форме, находящейся в его канцелярии; к прошению прилагались:
а) свидетельство о возрасте
б) свидетельство о звании
в) если поступающий обучался в каком-либо учебном заведении, то свидетельство о поведении, выданное из этого заведения.
В первый класс принимаются дети не старше 13, умеющие бегло и правильно читать и писать под диктовку по-русски без грубых орфографических ошибок, знающие наизусть молитвы и из арифметики: первые 4 действия над целыми числами и кроме того умеющие решать как письменно, так и устно лёгкие задачи, в состав которых входят действия над небольшими целыми числами. Во второй класс принимаются дети, которым не больше 14 лет и которые имеют знания в объёме первого класса гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения, кроме латинского языка, но с элементарными понятиями в черчении и рисовании. Ученики гимназии и прогимназии, удостоенные перевода в 1-й и 2-й класс, принимаются в соответствующие классы без предварительного экзамена.
В первый год в училище обучалось 133 ученика. С I880 года реальное училище становится шестиклассным, а также седьмой дополнительный класс, но обязательный для всех учащихся. При этом училище имело 2 отделения: основное и параллельное.
В 1896 году под реальное училище было отдано старое здание гимназии, 2-х этажный особняк генеральши Фоминой на Александровском улице, а гимназия была переведена в новое здание.
В 1901 году реальное училище находилось в двух зданиях, на Александровской улице. Первое здание для четырех первых классов находилось в бывшем ''сиротовоспитательном" доме (слева от сада). Второе здание для 5, 6 и 7 классов находилось с правой стороны от сада (особняк гeнеральши Фоминой).
В 1902 году первые четыре класса обоих отделений переведены на 3 этаж здание по Платовскому проспекту (сейчас -центр Эстетического Воспитания ).
В 1905 году решено было поставить новое здание для реального училища. Закладка его произошла 31 июля 1906 года в присутствии наказного атамана, великого князя Николая Маслова, на углу улиц Московском и Комитетской. Строительство было взято под наблюдение инженером-архитектором Властовым. Строительство шло на средства войскового капитала. Здание было 15 июля 1908 года. Прежде на этом месте была пожарная команда. Рядом же с новым зданием уже находилось здание полиции, поэтому ул.Комитетская называлась Полицейской.
В 1908 году все классы обоих отделений училища были переведены в новое здание и 1908 году учебный год начался для них в новом здании, на новом месте.
Вышедшие из дома ученики приходили в раздевалку, вход в которую был с Комитетской, там снимали шинели, фуражки и галоши, затем каждый ученик отправлялся в свой класс, оставлял в парте книги и выходил в коридор, где в ожидании очередного преподавателя ученики в выстраивались возле своего класса в две шеренги, строго по расту. С приходом преподавателя служитель отпирал дверь класса. Ученики входили парами, садились на места, и начинался урок. На перемене категорически запрещалось входить в класс, так как окна, несмотря на погоду, открывались для проветривания.
В училище постоянно поддерживалась идеальная чистота и порядок. Паркетные полы классов и коридоров после каждой перемены тщательно подметались с мокрыми опилками.
Так же строго следили за формой. В обычные рабочие дни ученики одевались в форменные мундирчики, a учителя в форменные тужурки с золотыми пуговицами. В праздники учителя носили длинные сюртуки, а учащиеся темно-синие мундирчики, почти до колен, золотым шитьём на воротнике и, на обшлагах.
Учителя и ученики всегда обращались вдруг другу на "вы". Даже свещенники (их было два - одни по Закону Божию, а второй по русскому языку) обращались к ученикам на "вы" и заставляли их так же обращаться между собой.
В училище очень строго следили за дисциплиной и порядком. Категорически запрещалось курение и сквернословие, как в стенах училища, так и на улице. За выполнением этого следили надзиратели, ходившие в гражданском и наблюдавшие за поведением учеников вне школы. На улице категорически запрещались шумные, граничащие с беспорядком игры. За нарушение порядка, на уроках и на переменах, а также за другие проступки налагались наказания: "к стене", "без обеда", "вызов родителей" и очень редко запись в кондуитном журнале, затем следовало исключение из учебного заведения.
Но учащиеся пользовались и привелегиями. В театр и кино продавали льготные ученические билеты. При наличии формы и ученического билета (удостоверения личности), обязательного для ношения каждым учеником, учащийся мог занять любое свободное место.
Жизнь реального училища была тесно связана с общественно-политическими событиями, происходящими в стране. Несмотря на то, что в училище было много детей из привилегированных семей, однако немало учащихся участвовало в событиях 1905-1907г.г.
9 января 1906 года газета "Донская жизнь" сообщила, что прерванные на длительное время занятия в связи с "тяжело пережитыми событиями школьных беспорядков возобновились". 0днако в училище создались трудности и другого плана: не оказалось учителей. Одних директор уволил как политически неблагонадежных, а другие отказались работать из-за тяжёлого характера руководителя училища.
23 февраля 1906 года учащиеся вновь участвовали в политической демонстрации, которая проходила а Александровском саду (ныне парк культуры и отдыха). Они пели "Марсельезу", "Дубинушку". Эта демонстрация была разогнана жандармами и казачьими частями.
Известны и такие факты. Ученик 7 класса Федоров на уроке Закона Божия читал революционную статью и пел революционные песни, а законоучителя отца Василия назвал "черносотенцем". В июне 1907 года некоторые учащиеся приняли участие в революционном митинге.
История школы периода революции 1917 года и гражданской войны изучена плохо. Из бесед с сотрудниками музея и воспоминаний очевидцев следует, что годы империалистической войны в здании школы был госпиталь.
В 1918 году училище представляло из себя следующую картину. Фактически оно занимало только первый и второй этажи, так как в цокольном этаже размечались квартиры служителей, истопников с семьями, а третий, верхний этаж, за исключением церкви, был отдан институткам, эвакуированным из Петроградского Смольного института. Также на первом этаже помещалась квартира Горчакова Мирона Афиногеновича - директора училища. Вход был в нее как с Комитетской, так и из училища. Реалисты занимались в первую смену, а во вторую занимались девочки Смольского института.

Трудовая школа II ступени

С 1920 года школа становится единой трудовой школой второй ступени -девятилетка № 4. В это время в школе был геодезический уклон. В программах 8 и 9 классов ученики изучали геодезию, топографию, топологию, топографическое черчение, каллиграфию и искусство зарисовок. Все специальные науки преподавались профессионально, так как после школы выпускники могли сразу идти работать в области геодезии, для этого у них был солидный практический опыт и теоретические знания. Большинство выпускников после школы шло учиться в СКИВХИМ (теперь НГМА). В это время, по сведениям бывших учеников, школа сохранила лучшие стороны реального училища. Преподавание велось на высоком уровне, уроки проходили исключительно дисциплинированно, ученики учились с охотой.

Средняя школа № 1 имени М.Горького

В воспоминаниях современников указывается, что в 1936 году школе присвоено имя М. Горького, но подтвердить это документально не удалось. Школьная жизнь была изменена начавшейся в 1939 году советско-финской и 1941 году Великой Отечественной войной. Из воспоминаний бывшего директора школы Данилова П.Ф. известно, что в эти годы до 1949, в здании школы был расположен госпиталь. Занятия проводились в здании детского дома № 8 по ул.Горбатой и во 2 смену в здании средней школы № 3. Документов, подтверждающих эти сведения, обнаружить не удалось.
В 1949 году школа вновь начинает принимать учеников и получает статус средней школы № 1.
До 1953 года школа была мужской, с 1953 года в неё начали принимать девочек. Большое внимание педколлектив школы уделяет усовершенствованию преподавания предметов, особенно с 1955 года, когда начинается освоение новых программ и учебников. В помощь учителям создается хорошо оборудованный методический кабинет. Также в 1955 году в школе созданы первые в стране группы продленного дня. ГOPOHO отмечает успехи коллектива школы в организации кружковой работы. В школе есть живой уголок, хорошо работает кружок Юннатов, радиокружок. Новые направления в работе школы появились в 60-е г.г. Единство учебной и воспитательной работы стало системой во всем процессе обучения и воспитания. Особое внимание обращалось на органическую связь и преемственность между всеми этими сферами воспитательного воздействия на школьников. Учителя школы творчески реализуют поставленные цели, используя многообразные учебные средства, вовлекая в совместную творческую работу учащихся.

ДСШ

Идея создания спортивной школы на общественных началах зародилась среди членов совета физкультурного коллектива школы. Некоторые Положение о ДСШ: во-первых, определенная группа младших школьников вовлекалась в спортивное движение; во-вторых, был организован досуг большой группы учащихся в свободное от занятий время; в-третьих, в этом саморуководящемся ученическом коллективе приобретались новые производства и ответственности зa порученное дело; в-четвёртых, это давало преподавателям физкультуры уделять больше внимания работе с учащимися с ослабленным здоровьем. Было разработано положение и организационная структура ДСШ, в целях и задачах положения говорится: "Детская спортивная школа - это массовая добровольная самодеятельная организация учащихся, главная цель которой воспитывать здоровых, физически крепких, cмелых, дисциплинированных учащихся", там же указывается, что в ДСШ принимаются все учащиеся, достигшие 12 лет, на основании письменного заявления на имя директора ДСШ. В положении говорится, что ДСШ должна иметь свою эмблему, на которую был объявлен конкурс.
В начале в ДСШ было открыто одно отделение волейбола с 6-ю группами, с общим количеством 96 человек. Позже стало работать три отделения: волейбола, баскетбола и настольного тенниса. Рекордное число учеников, задействованных в ДСШ - 800 - пришлось на 196З-1964 уч. г. Это составило половину всего ученического состава школы.
В адрес ДСШ поступило множество писем из разных точек страны с просьбами поделиться опытом.

11 апреля 1962 года на здании школы появляется мемориальная доска, увековечившая память о выпускнике школы, погибшем в годы ВОВ - Забронском Анатолии Арсеньевиче. С начала 80-х годов педколлектив школы работает над реализацией Реформы общеобразовательной школы. На педагогических советах рассматриваются вопросы преемственности формирования общеучебных умений и навыков в начальной и средней школе, принципы оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке, работы по нравственному, правовому воспитанию. Кроме этого, разрабатываются пути интенсификации процесса обучения, воспитания сознательности и дисциплины учащихся.
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Поищите в архивах дедушек и бабушек фотографии старого города и поделитесь видами города: gallery/upload/

Вернуться в «История»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость