Архитектор Ященко Александр Александрович

История нашего города, казачества, краеведение, история нашей страны и мировая история...
Аватара пользователя
Зодчий
Автор темы
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 21:58
Пол: мужской
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 383 раза

Архитектор Ященко Александр Александрович

#1

Непрочитанное сообщение Зодчий » 22 янв 2016, 23:51

Добрый день уважаемые форумчане и гости форума, давно хотел с Вами поделиться имеющийся у меня информацией об архитекторе Ященко Александре Александровиче.
Большое значение для Новочеркасска и области имела деятельность выдающегося архитектора Александра Александровича Ященко (1842 - 1893), о котором хочется рассказать подробнее.

Академик архитектуры Александр Александрович Ященко внес существенный вклад в историю архитектуры юга России конца XIX - начала XX века. Он автор нескольких значительных архитектурных произведений, среди которых крупнейшие в России православные соборы: Казанский кафедральный собор в Оренбурге, Александро-Невский собор в Ростове – на – Дону и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. Кроме этого, его проект для Оренбурга был выбран за основу при строительстве собора Александра Невского в Царицыне. Его проекты так же повлияли на стилистику православных храмов в казачьих областях России.
До настоящего времени его творчество и значение его произведений в истории архитектуры южнороссийского региона фактически не изучено и не получило должной оценки. Одна из причин такого состояния вопроса кроется в том, что главной темой творчества академика А.А. Ященко было православное храмостроение. В 1930-е годы два из трех построенных по его проектам соборов были разрушены. Атеистическая идеология советского времени не способствовала исследованию архитектурного наследия академика А.А. Ященко.
В настоящее время творческая биография академика А.А. Ященко мало изучена. Первые сведения о биографии А.А. Ященко были опубликованы его современником С.Н. Кондаковым. Далее изучением творчества А.А. Ященко занимался В.И. Кулишов. Им был собран материал для сборника «Биографии архитекторов СССР», который не был издан. Краткие сведения биографии изложены им в сборнике научных трудов, и в монографии.
Сведения о работах архитектора можно найти в путеводителях по Новочеркасску, Ростову-на-Дону, Оренбургу, архитектурных исследованиях Юга России, а также в периодической печати. Краеведческие исследования, подготовленные для путеводителей, касались творчества А.А. Ященко в связи с описанием архитектурных памятников, построенных по его проектам.
Наиболее полно изучена история строительства крупных православных храмов в городах Новочеркасск, Оренбург, Ростов-на-Дону, построенных по проектам А.А. Ященко. Так, строительству Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске посвящена работа К.Х.Лимаренко, Казанскому кафедральному собору в Оренбурге работа Г. М. Десяткова, Александро-Невскому собору и окружающей его застройки в Ростове-на-Дону посвящена работа Л.Ф. Волошиновой.
Известность А.А. Ященко получил за проекты храмов, выполненных в
«византийском стиле». Первые исследования «византийского стиля» относятся к 1970-х гг. Таковы монографии Е.И. Кириченко, Е.А. Борисовой и А.В.Икон­никова. В дальнейшем эту работу продолжили В.Г. Лисовский, А.Л. Пунин, В.С. Горюнов, Е.Г. Бакусова, А.А.Орлов, В.Г.Исаченко, Н.С.Кутейникова, Т.Н. Николаева, В.С. Горюнов и М.П.Тубли.
Среди исследований истории архитектуры следует выделить монументальные труды Ю.С. Ушакова, Т.А. Славиной, Н.Ф. Хомутецкого, В.В. Стасова, В.И. Пилявского, А.А. Тица, С.В. Безсонова, определивших целостную картину русской архитектуры второй половины XIX века.
В начале XXI века выходят монографии Е.М. Кишкиновой и Ю.Р. Савельева посвященные «византийскому стилю». Авторы дают характеристику и периодизацию стиля, рассматривают вопросы строительства православных храмов. Отдельные вопросы истории создания архитектурных памятников изложены в работах В.В. Серебряной, Г.В. Есаулова, В.А. Черницыной, Л.Ф. Лаврова.
Вопросы взаимоотношения архитекторов и заказчиков при проектировании и строительстве храмов в «византийском стиле» мало изучены.
Вместе с тем, казачество – основной заказчик А.А. Ященко - является особым типом заказчика, со своей пространственной ментальностью, что отражено в исследованиях В.В. Пищулиной.
Краткие сведения о православных храмах, построенных по проектам А.А. Ященко, имеются в исследованиях Ю.Р. Савельева и Е.М. Кишкиновой, посвященных архитектуре византийского стиля. Сведения о работе архитектора рассеяны по разным источникам, иногда не соответствуют историческим фактам, вследствие чего отсутствует целостная картина его творческой биографии, не выявлена роль и значение архитектурного творчества А.А. Ященко в архитектурном наследии юга России. Специальных архитектурно-исторических исследований посвященных творчеству архитектора А.А. Ященко и его вкладу в русскую архитектуру конца XIX - начала XX века до настоящего времени не производилось.
Творческая биография А.А. Ященко свидетельствует о его значительном вкладе в русскую архитектуру. По проектам А.А. Ященко в течение 20 лет было построено 11 значительных объектов, два проекта соборов были приняты для повторного строительства в городах России (проект собора в Оренбурге был взят для собора в Царицыне, а проект Вознесенского собора в Новочеркасске – в Екатеринодаре).
Профессиональное архитектурное образование А.А. Ященко получил, пройдя полные курсы в учебных заведениях Петербурга, в том числе, в императорской Академии художеств – ведущем учебном заведении того времени. Обучение в Петербурге послужило хорошей базой для профессиональной деятельности А.А. Ященко, и еще в стенах Академии он зарекомендовал себя как талантливый архитектор. Женские гимназии и православные храмы, за проекты которых он получал награды вовремя учебы, стали ведущей темой его творчества.
Истоками стилистических предпочтений А.А. Ященко в архитектуре гражданских зданий послужили конкурсные академические проекты, выполненные в классическом русле эклектики, и первая его профессиональная работа по реконструкции Горного института – классика архитектора А. Воронихина. Важным обстоятельством, способствовавшим формированию определенного почерка мастера, являлось общественное признание результатов его работы – получение грамот и наград. Денежных премий.
Истоком ориентации А.Ященко в архитектуре православного храмостроения на византийский стиль послужила его работа на строительстве и отделке Казанского собора Усть-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. За основу был взят проект знаменитого архитектора А.М. Горностаева, и А. А. Ященко выполнял все детальные чертежи по проекту и вел его строительство в течение двух лет. После этого проекта архитектор уже не отступал от византийского стиля при проектировании православных храмов.
Назначение А.А. Ященко в 1874 г. на службу в Строительное отделение Области войска Донского предоставило ему широкое поле деятельности для реализации своих профессиональных способностей во всех областях архитектурной деятельности: А.А. Ященко одновременно работал в должностях инженера по Строительной части, епархиального архитектора и архитектора в ведомстве императрицы Марии, в дальнейшем поднявшись до должности областного архитектора и звания академика архитектуры.

По его проектам в Области войска Донского было построено девять объектов:
женская гимназия в станице Усть-Медведицкой;
Казанский собор Усть-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря;
Мариинская женская гимназия в г. Новочеркасске;
Донская духовная семинария в г. Новочеркасске;
Храм Святой Троицы в хуторе Дядин;
вокзал в г. Новочерскасске;
Донской музей в г. Новочеркасске;
Александро-Невская церковь в г. Ростове - на – Дону;
Вознесенский войсковой собор в г. Новочеркасске.

Гражданское зодчество архитектора А.А. Ященко

Исследованием установлено, что при проектировании гражданских зданий А.А. Ященко использовал традиционный для классицизма метод проектирования «снаружи-внутрь», используя симметричность в планах и фасадах. В ряде случаев, при угловом размещении здания архитектор сохраняет симметрию фасада за счет равноценности перпендикулярных друг другу угловых фасадов и мощного выделения углового входного узла. Возможно, это объяснялось тем, что учебный процесс ассоциировался у архитектора с консерватизмом, строгостью, традиционностью; вокзал – со строгостью, порядком; музей – с традиционностью и классикой. Стремление обозначить соответствие смысловой символики фасадов функциональному содержанию здания является уже архитектурным приемом эклектики.
Ориентация на классическую традицию проявлялась в следующем: в качестве основного композиционного приема использована центральная симметрия; вход в здание выполнен, как правило, в центральной части здания; вход в здание не имел козырьков, крылец и т.п., выполнен в уровне земли, без лестниц и мог оформляться небольшим входным порталом, тем не менее, расположение входа четко определяется по вертикальным акцентам на главном фасаде; в компоновке фасадов можно отметить трехчастность в построении по горизонтали и двухчастность по вертикали; деление здания по ярусам происходило с помощью горизонтальных профилированных карнизов; невысокий цоколь здания зрительно увеличивался до уровня низа окон первого этажа; первый этаж, как правило, рустованный – что придавало зданию особую монументальность; акценты в центре фасада плавно «растворяются» к флангам; наиболее проработанным является второй этаж, выделяющийся с помощью окон и их обрамления; простенки между окнами во втором ярусе оформляются рустованными пилястрами; в центральной части крупных учебных заведений располагалась домовая церковь, имевшая двухсветное пространство; в плане, по сложившейся традиции, главные помещения ориентированы на главный фасад, второстепенные – во двор; конструкции традиционные – кирпичные оштукатуренные стены, деревянные перекрытия, скатная кровля, покрытая листовым железом.
Следует отметить применение во всех гражданским сооружениях А.А. Ященко двухчастного членения по вертикали. Первому этажу придавалась массивность за счет применения меньшего количества декора и рустовки поверхности стены. Такое двухчастное построение широко применялось в классицизме. С другой стороны, вертикальная двухчастность характерна и для традиционного казачьего дома – куреня. Низ дома (т.н. подклет) был каменным, а второй этаж зачастую выполняться из дерева, что исследователи народного жилища казаков связывают с разливом рек и подтоплением территорий. Таким образом, использование двухчастного членения можно объяснить и тем, что А.А. Ященко при проектировании в столице Донского традиции стремился учитывать домостроительные традиции казаков.
Можно предположить и еще одну причину применения классицистических мотивов эклектики при строительстве в Новочеркасске. Классицизм в России и в мире ассоциировался со строгостью, вертикалью власти, иерархичностью. На территории области Войска донского в сознании казачества классицизм был неразрывно связан с новым социальным положением донского казачества после войны 1812 г. Классицизм стал своеобразным трофеем, привезенным казаками из Европы, наряду с обломками капителей и колоннами. Этот стиль, хотя и принятый на Дону довольно поздно вследствие исторических обстоятельств, тем не менее, очень импонировал казакам. Даже после смены официального стиля казаки в станичных храмах старались использовать классицизм в строительстве храмов, ведя по этому поводу борьбу с попечительскими советами и духовенством. Кроме того, Новочеркасск как город сформировался в период классицизма. В его градостроительной структуре заложены принципы классицизма и абсолютно все административные здания построены в классицизме или под влиянием классической традиции.
Все гражданские постройки А.А. Ященко были новыми для проектирования с точки зрения функционального назначения. Железнодорожные вокзалы, музеи, женские образовательные учреждения только начинали строиться и завоевывали все новые территории России. Для придания им официальности и высокого уровня архитектор и обращался к классицистической традиции в соответствии с современными ему тенденциями эклектики – наделять определенную функцию здания символической архитектурной трактовкой.
Гениальные идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени.
И я никогда не сомневаюсь, что это время настанет.

lil
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 21:50
Пол: женский
Поблагодарили: 57 раз

Re: Архитектор Ященко Александр Александрович

#2

Непрочитанное сообщение lil » 23 янв 2016, 07:06

Уважаемый Зодчий! Откуда взят этот многословный и малосодержательный (относительно биографии А.А. Ященко) текст?

Аватара пользователя
Зодчий
Автор темы
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 21:58
Пол: мужской
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 383 раза

Re: Архитектор Ященко Александр Александрович

#3

Непрочитанное сообщение Зодчий » 23 янв 2016, 12:28

lil писал(а):Уважаемый Зодчий! Откуда взят этот многословный и малосодержательный (относительно биографии А.А. Ященко) текст?


Собиралось из очень многих источников, на самом деле я бы не сказал что это малосодержательный текст, выложу еще фото его работ с более подробным описанием. На самом деле информации совсем немного об этом архитекторе. Но это по крайней мере дает большое представление о нем и его работах.
Гениальные идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени.
И я никогда не сомневаюсь, что это время настанет.

Аватара пользователя
Sarry
Сообщения: 37874
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 6242 раза
Поблагодарили: 4882 раза
Контактная информация:

Re: Архитектор Ященко Александр Александрович

#4

Непрочитанное сообщение Sarry » 05 фев 2016, 23:01

Тема интересная, хотелось бы продолжения)
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Аватара пользователя
Зодчий
Автор темы
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 21:58
Пол: мужской
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 383 раза

Re: Архитектор Ященко Александр Александрович

#5

Непрочитанное сообщение Зодчий » 24 мар 2016, 23:26

Скоро будет, времени категорически не хватает.
Гениальные идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени.
И я никогда не сомневаюсь, что это время настанет.

Аватара пользователя
Sarry
Сообщения: 37874
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 6242 раза
Поблагодарили: 4882 раза
Контактная информация:

Архитектор Ященко Александр Александрович

#6

Непрочитанное сообщение Sarry » 20 мар 2017, 15:52

Пару недель назад свернул я на Ященко, на первый квартал.
Честно говоря, называть такую улицу именем такого архитектора, который в облик нашего города внёс свои творения, не стоило. Тротуаров нет, промзона (хотя думаю скоро застроят, и будет лучше), отсутствие дороги (как лунный кратер) - мне кажется, что называя улицу в честь великого человека, стоит называть не проезд, а действительно улицу - либо делать её таковой.
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Аватара пользователя
Топтыжка
Сообщения: 7492
Зарегистрирован: 08 ноя 2012, 13:17
Пол: мужской
Семейное положение: свободен
Благодарил (а): 330 раз
Поблагодарили: 985 раз

Архитектор Ященко Александр Александрович

#7

Непрочитанное сообщение Топтыжка » 20 мар 2017, 23:46

Sarry, круче только проспект Де Волана)))
если твои мечты не тянут на пару пожизненных, значит это так себе мечты.

Аватара пользователя
Зодчий
Автор темы
Сообщения: 1638
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 21:58
Пол: мужской
Благодарил (а): 71 раз
Поблагодарили: 383 раза

Архитектор Ященко Александр Александрович

#8

Непрочитанное сообщение Зодчий » 21 мар 2017, 20:23

Хотел тему продолжить, собран большой материал работ, данного архитектора.
Гениальные идеи не пропадают. Они просто ждут своего времени.
И я никогда не сомневаюсь, что это время настанет.

Аватара пользователя
Sarry
Сообщения: 37874
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 6242 раза
Поблагодарили: 4882 раза
Контактная информация:

Архитектор Ященко Александр Александрович

#9

Непрочитанное сообщение Sarry » 21 мар 2017, 20:59

Зодчий, делитесь, интересно, тем более фигура для города значимая
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 6113
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 1184 раза
Поблагодарили: 2576 раз

Архитектор Ященко Александр Александрович

#10

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 21 мар 2017, 21:18

Sarry писал(а): мне кажется, что называя улицу в честь великого человека, стоит называть не проезд, а действительно улицу - либо делать её таковой.

Название этой улице дали ещё тогда, когда она была лишь на плане застройки этого микрорайона.
Точно также и с планом застройки микрорайона Восточный: названия его будущим улицам даны лет 40 назад!
А в реальности большинства их до сих пор нет. И неизвестно, когда и какими они будут.
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
Sarry
Сообщения: 37874
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 6242 раза
Поблагодарили: 4882 раза
Контактная информация:

Архитектор Ященко Александр Александрович

#11

Непрочитанное сообщение Sarry » 21 мар 2017, 21:19

ДОНЕЦ писал(а):Источник цитаты А в реальности большинства их до сих пор нет. И неизвестно, когда и какими они будут.

Но Ященко-то уже есть. И получилось не очень хорошо.
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 6113
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 1184 раза
Поблагодарили: 2576 раз

Архитектор Ященко Александр Александрович

#12

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 21 мар 2017, 21:42

Sarry писал(а):Но Ященко-то уже есть.

Получается, что в идеале сначала требуется выстроить город с его улицами и площадями.
А потом специально созданная для этого комиссия должна пройтись по его улицам и определить, какая из них достойна носить имя Ященко, а какая - де Воллана.
Вон улицам Новочеркасска - города на горе - названия дали лишь через 35 лет после обозначения их проложенными плугом бороздами.
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
Sarry
Сообщения: 37874
Зарегистрирован: 12 мар 2006, 21:47
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Езжу на: Skoda Octavia
Благодарил (а): 6242 раза
Поблагодарили: 4882 раза
Контактная информация:

Архитектор Ященко Александр Александрович

#13

Непрочитанное сообщение Sarry » 21 мар 2017, 21:43

ДОНЕЦ, есть и другой вариант - создавая улицу, создавать её, а не просто задать на карте направление и сказать - вот тут улица будет Ященко, а дальше как-то само.
Утром я солнце... Ночью я лунный свет...
Давайте любить свой город.

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 6113
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 1184 раза
Поблагодарили: 2576 раз

Архитектор Ященко Александр Александрович

#14

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 21 мар 2017, 21:56

Sarry писал(а):...есть и другой вариант - создавая улицу, создавать её, а не просто задать на карте направление ...

Ой: да и в проклятое царское прошлое новочеркасцы не очень-то торопились застраивать улицы согласно плану де Воллана!
(После того, как начались разговоры о том, что надо бы столицу Дона перенести на место станицы Аксайской.) И у хозяев земельных участков годами (и даже десятилетиями) лежали заготовленные ими для будущих построек камни, кирпичи, кучи песка и глины. И лишь после 1837 года, когда император Николай I побывал в Новом Черкасске лично и однозначно сказал, что никакого перенесения донской столицы в станицу Аксайскую не будет, началось уже активное строительство зданий и сооружений Нового Черкасска.
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!


Вернуться в «История»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость