100 лет Новочеркасскому автобусу!

Удобство, маршруты, расписание автобусов и трамваев

Модератор: Дмитрий К.

Аватара пользователя
Дмитрий К.
Автор темы
Сообщения: 2953
Зарегистрирован: 17 мар 2006, 09:54
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 544 раза
Поблагодарили: 1102 раза
Контактная информация:

100 лет Новочеркасскому автобусу!

#1

Непрочитанное сообщение Дмитрий К. » 23 янв 2010, 00:58

Ждал, я ждал, что кто-то из городских властей или руководителей транспортных предприятий вспомнит об этой дате, но похоже, что не вспомнят, ведь январь уже заканчивается. А между тем, именно в январе 1910 года в Новочеркасске впервые было открыто автобусное движение! Здесь привожу выдержки из статьи о нашем автобусе, подготовленной для сборника "Краеведческие записки", издающегося музеем истории Донского казачества, но так там и не опубликованной.
Основателем «Новочеркасского автобусного общества» стал в 1909 году энергичный местный предприниматель – военный инженер Константин Иванович Фомин. А уже в январе 1910 года первый принадлежавший обществу автобус начал курсировать по наиболее оживленным улицам города. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала по Крещенскому (Красному) спуску, через Соборную площадь, по Платовскому проспекту, Московской улице, мимо строящегося городка Донского политехнического института, далее выходил на Баклановский проспект и следовал до кадетского корпуса. Немногим позднее добавились еще две машины, которые ходили по двум другим линиям – от Азовского базара по Платовскому проспекту, Московской улице, через Троицкую площадь - до улицы Сенной (ныне улицы Крылова) и от Азовского базара через Соборную площадь - до железнодорожного вокзала. Подвижной состав автобусного товарищества состоял, к концу его деятельности, из трех автобусов и одного автомобиля. Все три автобуса были произведены в Германии, имели мощность мотора до 20 лошадиных сил и были рассчитаны на перевозку, соответственно, 14, 16 и 8 пассажиров. В случае ремонта какого-либо из автобусов вместо него предприниматель должен был ставить на линию «запасной» автомобиль французского производства, рассчитанный на шесть пассажиров и имеющий мотор мощностью 10 лошадиных сил. Первые три месяца автобусы в Новочеркасске ездили еще не очень регулярно, к тому же не были обозначены места остановок, на что предпринимателю строго указали в комитете по управлению городом, да и в газете «Донские областные ведомости» на сей счет появилась едкая критическая заметка. Пришлось «исправляться». С апреля было налажено относительно регулярное движение, да и таблички «Остановка автобуса» были вывешены. Однако, как и в других городах, где начиналось в те годы автобусное движение, очень скоро предприниматели столкнулись с тем, что в условиях российских дорог автобусы стоят на ремонте больше времени, чем ездят. Новочеркасские дороги и сложный рельеф города очень быстро окончательно вывели немецкие машины из строя. Так что 31 декабря 1910 года К.И. Фомин вынужден был объявить о прекращении автобусного движения. Возобновилось оно в городе лишь спустя 17 (!) лет, в 1928 году. После Великой Отечественной войны движение автобусов возобновилось в Новочеркасске только в 1947 году, когда на заводе имени Буденного было восстановлено несколько старых автобусов. В этом же году на проспекте Подтелкова, в самом центре Новочеркасска, в здании, где ныне находится кафе «Рандеву», была оборудована автостанция. Автобусы ходили от неё на железнодорожный вокзал и на завод имени Буденного (ныне НЭВЗ). Однако в то время в городе еще не было специализированного автотранспортного предприятия по обслуживанию автобусов, не было и четких графиков движения. Началом же регулярного движения автобусов стал март 1950 года, когда решением горисполкома было установлено два автобусных маршрута: Сквер Ленина (ныне площадь Платова) – Роща «Красная весна»; Вокзал – Триумфальные ворота (на Подтелковском - ныне Платовском - проспекте, за Азовским рынком). В 1955 году в Новочеркасской автоколонне № 20 имелось в общей сложности 11 автобусов ЗИС-155, обслуживающих 4 городских маршрута. В 1962 году Новочеркасск получил первые автобусы новой модели ЛиАЗ-158В, которые, наряду с автобусами ЛАЗ-695Е и ПАЗ-651, стали основным транспортным средством новочеркассцев практически на два десятилетия. Автобусы ЛиАЗ-158В проработали на пассажирских маршрутах до конца 70-х годов, а ЛАЗ-695Е можно было встретить на улицах города и в середине 80-х. В 1967 году, наконец-то, начали употребляться цифровые номера маршрутов. Были установлены следующие маршруты автобусов:

№ 1 Вокзал - Завод постоянных магнитов
№ 2 Азовский рынок – Соцгород (через НЗСП)
№ 3 Азовский рынок – Соцгород (через НЭВЗ)
№ 4 Кирпичный завод – Музей Грекова
№ 5 Малый переулок – Завод имени Никольского
№ 6 Азовский рынок – Дачи
№ 7 Станкозавод – Школа слепых
№ 10 НЭВЗ – поселок Первомайский
№ 11 Азовский рынок – поселок Донской
№ 12 НЭВЗ – Рабочий Городок

В 1970 году в город поступили первые пять импортных сочлененных венгерских автобусов особо большой вместимости Икарус-180. С 1974 года в город начали поступать более современные венгерские автобусы Икарус-260, а с 1978 года - сочлененные Икарус-280. С начала 70-х годов в Новочеркасск поступали также и отечественные автобусы ЛиАЗ-677, а позднее ЛиАЗ-677М, постепенно ставшие, наряду с приобретавшимися тогда же новыми сериями львовских автобусов ЛАЗ-695М и ЛАЗ-695Н, основой автобусного парка города. С 1993 года, в условиях общего экономического кризиса в стране и в отечественном автопроме, в частности, начинают приобретаться подержанные импортные автобусы Scania, VOLVO, MAN, Mercedess. Самыми надежными из этого ряда оказались машины марки Scania.
Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ,
Дмитрий КОВАЛЕВ

Полностью статья будет опубликована на сайте, скорее всего уже в феврале.

Аватара пользователя
Джедай
Сообщения: 944
Зарегистрирован: 21 ноя 2006, 19:14
Пол: мужской
Благодарил (а): 95 раз
Поблагодарили: 110 раз
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#2

Непрочитанное сообщение Джедай » 24 янв 2010, 02:04

ещё был 1-У станкозавод - з-д магнит

Аватара пользователя
Дмитрий К.
Автор темы
Сообщения: 2953
Зарегистрирован: 17 мар 2006, 09:54
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 544 раза
Поблагодарили: 1102 раза
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#3

Непрочитанное сообщение Дмитрий К. » 24 янв 2010, 02:07

Джедай писал(а):ещё был 1-У станкозавод - з-д магнит

Выше даны маршруты на 1967 год, а 1-у был в 80-е - 90-е. В 80-е и 2-у был, и 4-у

Алексей Николаевич
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 10 окт 2009, 22:46
Пол: мужской
Семейное положение: свободен
Благодарил (а): 329 раз
Поблагодарили: 46 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#4

Непрочитанное сообщение Алексей Николаевич » 24 янв 2010, 11:59

А 2-у это какой маршрут был?

Аватара пользователя
Джедай
Сообщения: 944
Зарегистрирован: 21 ноя 2006, 19:14
Пол: мужской
Благодарил (а): 95 раз
Поблагодарили: 110 раз
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#5

Непрочитанное сообщение Джедай » 24 янв 2010, 13:43

Дмитрий К. писал(а):Выше даны маршруты на 1967 год, а 1-у был в 80-е - 90-е. В 80-е и 2-у был, и 4-у

Так не оставь нас в информационном голоде! И цены нам укажи на них они так нам нужны.

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 7451
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 2010 раз
Поблагодарили: 4078 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#6

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 24 янв 2010, 15:16

Джедай писал(а): И цены нам укажи на них они так нам нужны.


До конца 1960-х годов стоимость проезда в автобусах зависела от его дальности.
Поэтому у кондукторов были наборы "катушек" билетов разной стоимости и, соответственно, разных цветов. (Помните, как у Маяковского в его "Кем быть"? "Билеты разные - берите любые: зелёные, красные и голубые!")
Затем цену билетов унифицировали, и билет на внутригородских маршрутах стал стоить 5 коп.. А стоимость проезда на автобусе маршрута № 11 (г.Новочеркасск - пос.Донской) в советский период составляла: по городу - 10 коп., а далее (ст.Кривянская, ГРЭС и сам пос.Донской) - 20 коп..
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 7451
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 2010 раз
Поблагодарили: 4078 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#7

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 24 янв 2010, 16:26

Джедай писал(а):трамвай стоил три копейки,(но это в тему не об автобусах, а о городском транспорте), такси 20 коп посадка и 1 км 20 коп!


Я застал ещё время, когда 1 километр пробега такси стоил 10 копеек.
А 20 коп. за 1 км - это где-то уже с середины 1970-х годов стало.
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
Дмитрий К.
Автор темы
Сообщения: 2953
Зарегистрирован: 17 мар 2006, 09:54
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 544 раза
Поблагодарили: 1102 раза
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#8

Непрочитанное сообщение Дмитрий К. » 24 янв 2010, 16:59

Алексей Николаевич писал(а):А 2-у это какой маршрут был?

Азовский рынок - Октябрьский, только он не шел через Соцгород, а разворачивался на Октябрьском - шел по ул. Калинина, затем по ул. Титова, затем по Южной (Мацоты) и обратно в город. 4-у ходил от Кирпичного завода до Универмага. Оба этих маршрута существовали сравнительно не долго. Дольше всех жил 1-у. Его вели по-моему в 1984, а закрыли где-то в 1997-1998. Он сначала ходил от НЗПМ до Универмага, затем был продлен в обе стороны (в 1986) и стал ходить от Автовокзала до Станкозавода. Кстати о стоимости проезда. В 80-е - 90-е она в автобусе составляла 5 коп., но когда ввели компостеры и талоны (в 1986), то на равне с 5-копеечными талонами были и 10-копеечные, такой талон надо было компостировать с 2-х сторон - 1 поездка с одной стороны, другая с другой, т.е. билет был на две поездки, для экономии бумаги.

Алексей Николаевич
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 10 окт 2009, 22:46
Пол: мужской
Семейное положение: свободен
Благодарил (а): 329 раз
Поблагодарили: 46 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#9

Непрочитанное сообщение Алексей Николаевич » 24 янв 2010, 17:50

помню из далекого детства- в автобусах висели какие-то устройства,куда кидали мелочь и выкручивали билеты.а сейчас в автобусах дикость-платишь за проезд,а билет могут и не дать.а там и на контролёров нарваться недолго...

Аватара пользователя
Дмитрий К.
Автор темы
Сообщения: 2953
Зарегистрирован: 17 мар 2006, 09:54
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 544 раза
Поблагодарили: 1102 раза
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#10

Непрочитанное сообщение Дмитрий К. » 24 янв 2010, 19:27

Алексей Николаевич писал(а):помню из далекого детства- в автобусах висели какие-то устройства,куда кидали мелочь и выкручивали билеты

Называлось касса-полуавтомат. Помню также из детства, любил ездить в старых ЛиАзах на переднем сиденье возле этой самой кассы, принимать передаваемые из салона деньги и откручивать билеты. Но кстати, именно в Новочеркасске, кидать деньги в кассу была большая редкость, обычно деньги ложили в тарелочку, стоящую возле водителя, а уж билет откручивали из кассы, таким образом можно было передавать любые деньги и брать при необходимости сдачу, в кассу же надо было ложить под расчет, это не всегда удобно.

KATERINA
Сообщения: 16139
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 18:48
Благодарил (а): 1642 раза
Поблагодарили: 3228 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#11

Непрочитанное сообщение KATERINA » 24 янв 2010, 19:45

Дмитрий К.
спасибо Вам большое...если б не Ваша заметка, то о такой значительной дате в жизни города форумчане не узнали б.... Действительно очень обидно, что руководство города об этом не вспомнило...

Аватара пользователя
vovachuma1981
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 18:08
Пол: мужской
Езжу на: GT Avalanche 1.0, GT Karakoram Comp
Благодарил (а): 493 раза
Поблагодарили: 647 раз
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#12

Непрочитанное сообщение vovachuma1981 » 25 янв 2010, 14:13

Уважаемый Дмитрий, свяжитесь, пожалуйста со службой новостей 37 канала. Контакты в личке.

Обращение к тем, кто знает Дмитрия К.
Скрытый текст: Показать
Если не затруднит, сообщите Дмитрию, чтобы он позвонил по номеру: 22-01-20.
Заранее благодарю.
"Горожане сами виноваты" © Киргинцев
"Решения жителей - это не аксиома. Аксиома – решение депутатов городской Думы" © Киргинцев

Аватара пользователя
vovachuma1981
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 18:08
Пол: мужской
Езжу на: GT Avalanche 1.0, GT Karakoram Comp
Благодарил (а): 493 раза
Поблагодарили: 647 раз
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#13

Непрочитанное сообщение vovachuma1981 » 27 янв 2010, 19:15

Благодарим Дмитрия К. за предоставленную информацию и помощь.

Сюжет о 100-летии Новочеркасского автобуса смотрите сегодня в 19-30 на 37 канале.
"Горожане сами виноваты" © Киргинцев
"Решения жителей - это не аксиома. Аксиома – решение депутатов городской Думы" © Киргинцев

Аватара пользователя
ДОНЕЦ
Сообщения: 7451
Зарегистрирован: 28 мар 2009, 02:35
Пол: мужской
Благодарил (а): 2010 раз
Поблагодарили: 4078 раз

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#14

Непрочитанное сообщение ДОНЕЦ » 28 янв 2010, 08:29

vovachuma1981 писал(а):Сюжет о 100-летии Новочеркасского автобуса
смотрите сегодня в 19-30 на 37 канале.


Ну, так был сюжет-то?
А то я на 2 минуты позже включил, добросовестно всё просмотрел, но так его и не увидел.
Или он в самом-самом начале был?
Здравствуй, белый царь, в кременной Москве; а мы, казаки, - на вольном Дону!

Аватара пользователя
vovachuma1981
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 18:08
Пол: мужской
Езжу на: GT Avalanche 1.0, GT Karakoram Comp
Благодарил (а): 493 раза
Поблагодарили: 647 раз
Контактная информация:

Re: 100 лет Новочеркасскому автобусу!

#15

Непрочитанное сообщение vovachuma1981 » 28 янв 2010, 09:55

ДОНЕЦ, сюжет был в самом начале.
Повторы выпуска были утром в 07-00 и в 08-00.
Вложения
Slide_bus_1910[(000501)10-32-17].JPG
Slide_Omnibus[(000040)10-32-40].JPG
"Горожане сами виноваты" © Киргинцев
"Решения жителей - это не аксиома. Аксиома – решение депутатов городской Думы" © Киргинцев


Вернуться в «Городской транспорт (автобусы, трамваи, маршрутки, такси)»