Основателем «Новочеркасского автобусного общества» стал в 1909 году энергичный местный предприниматель – военный инженер Константин Иванович Фомин. А уже в январе 1910 года первый принадлежавший обществу автобус начал курсировать по наиболее оживленным улицам города. Маршрут проходил от железнодорожного вокзала по Крещенскому (Красному) спуску, через Соборную площадь, по Платовскому проспекту, Московской улице, мимо строящегося городка Донского политехнического института, далее выходил на Баклановский проспект и следовал до кадетского корпуса. Немногим позднее добавились еще две машины, которые ходили по двум другим линиям – от Азовского базара по Платовскому проспекту, Московской улице, через Троицкую площадь - до улицы Сенной (ныне улицы Крылова) и от Азовского базара через Соборную площадь - до железнодорожного вокзала. Подвижной состав автобусного товарищества состоял, к концу его деятельности, из трех автобусов и одного автомобиля. Все три автобуса были произведены в Германии, имели мощность мотора до 20 лошадиных сил и были рассчитаны на перевозку, соответственно, 14, 16 и 8 пассажиров. В случае ремонта какого-либо из автобусов вместо него предприниматель должен был ставить на линию «запасной» автомобиль французского производства, рассчитанный на шесть пассажиров и имеющий мотор мощностью 10 лошадиных сил. Первые три месяца автобусы в Новочеркасске ездили еще не очень регулярно, к тому же не были обозначены места остановок, на что предпринимателю строго указали в комитете по управлению городом, да и в газете «Донские областные ведомости» на сей счет появилась едкая критическая заметка. Пришлось «исправляться». С апреля было налажено относительно регулярное движение, да и таблички «Остановка автобуса» были вывешены. Однако, как и в других городах, где начиналось в те годы автобусное движение, очень скоро предприниматели столкнулись с тем, что в условиях российских дорог автобусы стоят на ремонте больше времени, чем ездят. Новочеркасские дороги и сложный рельеф города очень быстро окончательно вывели немецкие машины из строя. Так что 31 декабря 1910 года К.И. Фомин вынужден был объявить о прекращении автобусного движения. Возобновилось оно в городе лишь спустя 17 (!) лет, в 1928 году. После Великой Отечественной войны движение автобусов возобновилось в Новочеркасске только в 1947 году, когда на заводе имени Буденного было восстановлено несколько старых автобусов. В этом же году на проспекте Подтелкова, в самом центре Новочеркасска, в здании, где ныне находится кафе «Рандеву», была оборудована автостанция. Автобусы ходили от неё на железнодорожный вокзал и на завод имени Буденного (ныне НЭВЗ). Однако в то время в городе еще не было специализированного автотранспортного предприятия по обслуживанию автобусов, не было и четких графиков движения. Началом же регулярного движения автобусов стал март 1950 года, когда решением горисполкома было установлено два автобусных маршрута: Сквер Ленина (ныне площадь Платова) – Роща «Красная весна»; Вокзал – Триумфальные ворота (на Подтелковском - ныне Платовском - проспекте, за Азовским рынком). В 1955 году в Новочеркасской автоколонне № 20 имелось в общей сложности 11 автобусов ЗИС-155, обслуживающих 4 городских маршрута. В 1962 году Новочеркасск получил первые автобусы новой модели ЛиАЗ-158В, которые, наряду с автобусами ЛАЗ-695Е и ПАЗ-651, стали основным транспортным средством новочеркассцев практически на два десятилетия. Автобусы ЛиАЗ-158В проработали на пассажирских маршрутах до конца 70-х годов, а ЛАЗ-695Е можно было встретить на улицах города и в середине 80-х. В 1967 году, наконец-то, начали употребляться цифровые номера маршрутов. Были установлены следующие маршруты автобусов:
№ 1 Вокзал - Завод постоянных магнитов
№ 2 Азовский рынок – Соцгород (через НЗСП)
№ 3 Азовский рынок – Соцгород (через НЭВЗ)
№ 4 Кирпичный завод – Музей Грекова
№ 5 Малый переулок – Завод имени Никольского
№ 6 Азовский рынок – Дачи
№ 7 Станкозавод – Школа слепых
№ 10 НЭВЗ – поселок Первомайский
№ 11 Азовский рынок – поселок Донской
№ 12 НЭВЗ – Рабочий Городок
В 1970 году в город поступили первые пять импортных сочлененных венгерских автобусов особо большой вместимости Икарус-180. С 1974 года в город начали поступать более современные венгерские автобусы Икарус-260, а с 1978 года - сочлененные Икарус-280. С начала 70-х годов в Новочеркасск поступали также и отечественные автобусы ЛиАЗ-677, а позднее ЛиАЗ-677М, постепенно ставшие, наряду с приобретавшимися тогда же новыми сериями львовских автобусов ЛАЗ-695М и ЛАЗ-695Н, основой автобусного парка города. С 1993 года, в условиях общего экономического кризиса в стране и в отечественном автопроме, в частности, начинают приобретаться подержанные импортные автобусы Scania, VOLVO, MAN, Mercedess. Самыми надежными из этого ряда оказались машины марки Scania.
Геннадий БЕЛЕНЬКИЙ,
Дмитрий КОВАЛЕВ
Полностью статья будет опубликована на сайте, скорее всего уже в феврале.