Электронный паспорт.

Не знаете, в какой форум задать вопрос? Пишите сюда!
Аватара пользователя
petrovna
Автор темы
Пиццмейкер
Сообщения: 9228
Зарегистрирован: 31 янв 2011, 12:55
Пол: женский
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 2382 раза
Поблагодарили: 1787 раз

Электронный паспорт.

#1

Непрочитанное сообщение petrovna » 11 окт 2018, 12:48

21 век наступает.
Скрытый текст: Показать
Правительство России намерено отказаться от использования бумажных паспортов в стране и с 2021 года вручать российским гражданам электронные паспорта. Концепция перехода с бумажных на электронные паспорта изучается уже пять лет. В середине сентября ее обсудили в правительстве, сообщила 9 октября газета «Ведомости».

Лет десять назад ко мне в гости заехали мои двоюродные брат и сестра из Казахстана. Я спросил их между прочим, не забывают ли они носить с собой паспорт — в Москве с этим строго. И они мне показали какие-то пластмассовые карточки. Сперва я подумал, что меня не так поняли, и повторил, что я говорю про паспорта. А они не поняли, что же мне показалось странным.

Впрочем, вскоре недоразумение прояснилось. Оказалось, что в Казахстане уже давно нет (напомню, речь идет приблизительно о 2008 годе) привычных нам советско-постсоветских паспортов. Их с 1994 года заменили на современного типа ID, точнее говоря, удостоверение личности. В нем содержится только самая необходимая информация, подтверждающая личность владельца.

Привычный нам паспорт содержит сугубо личные сведения, которые запросто становятся достоянием любого, кому мы вручаем наш основной документ. Это и дети, и брачный статус, и место жительства. По сути — вопиющее нарушение частной жизни, раскрытие персональных данных. Последний скандал с Чепигой и Мишкиным показал, к чему приводят подобные утечки.

Но дело не только в этом. Сам по себе «паспорт» — наследие советского времени. Во всем мире под паспортом понимают то, что у нас именуется «загранпаспортом». В переводе с французского «паспорт» и значит «документ для прохождения» (границы).

В СССР паспорта (внутренние, редкость в современном мире) ввели в начале 1930-х годов как средство контроля за передвижениями населения, бегущего из деревень от голодной жизни. В первые десятилетия паспорт надо было еще исхитриться получить — просто так уехать из колхоза было невозможно. Тогда паспорт рассматривался как признак более высокого социального положения, он резко отличал его владельца от бесправного и привязанного к селу колхозника. Поголовная паспортизация населения закончилась в начале 1970-х годов. Но к тому времени паспорт уже превратился из предмета мечтаний в обузу, ибо в первую очередь связывался с другим вариантом крепостничества — пропиской.

Прописка как средство контроля за населением оказалась очень живучим институтом. Было гораздо легче запретить КПСС и распустить СССР, чем отменить прописку. Про отмену паспортов тогда никто и не задумывался. Поскольку все советское устройство базировалось на регистрации граждан и их прикреплении к определенным квадратным метрам, для «реформаторов» оказалось весьма удобным сохранять прописку, названную «регистрацией». Каждый, кто жил в Москве 1990-х — начала 2000-х, помнит эту постыдную необходимость носить с собой везде и всегда паспорт, дабы показать и доказать милиционеру свое законное право на пребывание в столице. Даже при советской власти ничего подобного не было: паспорт лежал у гражданина в комоде, и нужды держать его всегда при себе не было.

В современном мире, с его постоянно усложняющимися технологическими требованиями, цифровой вовлеченностью фактически каждого гражданина, главным документом человека становится удостоверение личности — ID. Оно может быть общенациональным, как во Франции. Или, как в США или Канаде, его роль могут выполнять водительские права, социальные или студенческие удостоверения. Главные требования к ID — компактность, надежность и наличие электронного чипа.

То, что Россия на постсоветском пространстве так отстала от других стран, в том числе от Казахстана и Украины, объясняется многими причинами. Это и страх перед неконтролируемыми демографическими процессами, и косность мышления, и «удобство» для работы правоохранительных органов, и коррупционная составляющая. Присутствовали и националистические мотивы: в начале 1990-х национальные автономии противились отмене пункта о национальности в паспортах. Их властям было важно отделять «агнцев от козлищ» — титульную нацию от нетитульной.

Сегодня бумажный многостраничный российский паспорт, безусловно, анахронизм. Он неудобен в использовании, выглядит эстетически нелепо, абсолютно не вписывается в реалии цифрового мира. Нужда в современном ID очевидна. Недаром правительство Москвы выпускает собственные социальные карты — своего рода аналог удостоверения личности, выполняющий свои функции по части социальной политики.

Решения о переходе к электронному удостоверению принимались у нас уже последние лет десять, но всякий раз их выполнение затягивалось, а после и вовсе откладывалось. Причиной тому служили сложные бюрократические игры: расформировывали миграционную службу, не находилось необходимых средств в бюджете. В результате проблема приобрела критически острое звучание — Россия оказалась в числе наиболее отсталых стран мира, без цифрового национального ID.

Этим и объясняется озвученное сегодня решение о переходе с 2021 года на электронный паспорт. Примечательно, что, как пишут «Ведомости», основным источником финансирования станет госпошлина за выдачу электронного паспорта, тогда как в ряде стран (например, во Франции или Доминиканской Республике) удостоверение выдается совершенно бесплатно. Если цена всей программы приблизительно 114 млрд рублей, получается, что гражданин заплатит примерно 80 рублей за карточку

Скрытый текст: Показать
Электронный паспорт будет давать своему владельцу доступ ко всем госреестрам и госуслугам, а запись об оказании владельцу паспорта этих услуг будет фиксироваться в электронном виде. Если говорить об овеществленном виде этого паспорта, то им, по всей видимости, может стать обыкновенная пластиковая чипованная карта по примеру существующих банковских карт.

И История вопроса

Нельзя сказать, что эта новость стала «громом среди ясного неба», поскольку плавный переход на электронную документацию начался давно. Впервые премьер-министр Медведев заявил о перспективе (как тогда казалось, далекой) перехода на электронный паспорт еще в 2013-м году. Очевидно, что, когда в новом кабинете министров появился портфель заместителя председателя правительства по цифровой экономике, стало ясно, что работа в этом направлении ведется, и весьма активная и кропотливая.

Первым шагом к введению электронного паспорта стала новация в Федеральной налоговой службе (ФНС), которая с 2014 года стала постепенно переводить оказываемые ею госуслуги в электронный формат. В 2018 году, пожалуй, именно ФНС из всех министерств продвинулась дальше всех в этом вопросе. Четыре года назад в качестве одной из целей перехода на электронный документооборот заявлялась возможность для налогоплательщиков представлять в налоговые органы документы в безбумажном виде. На текущий момент это практически реализовано: почти 80% всех документов в ФНС можно предоставить в электронной форме, в том числе декларации, заявления на налоговые вычеты и т. д.

Вторым этапом стало внедрение портала госуслуг, который, по сути, стал единым агрегатором всех услуг, которые могут быть осуществлены при наличии имеющихся в базе портала паспортных данных. Сегодня зарегистрированному на портале госуслуг пользователю с подтвержденным профилем паспорт уже практически не нужен. Можно провести аналогию с банковскими картами в ряде приложений: при наличии счета вместо карты достаточно подтверждения в ответ на push-up или SMS-уведомление.

Такой же принцип лег в основу работы портала госуслуг: паспорт необходим при личном обращении в государственные органы сугубо для сверки информации в базах данных. Логично, что операции сверки данных паспортов с базами данных государственных органов можно заменить другими способами идентификации, которые уже давно используются в банковской практике.

Третьим этапом стало активное внедрение электронного документооборота в тех сферах, где изготовление бумажных документов вело к временным и финансовым затратам, в результате чего активно стало развиваться направление электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Например, Росреестр уже несколько лет активно осуществляет переход на электронный документооборот. Понятно, что при этом требуется оформлять ЭЦП, которая, как и пароль, подтверждает личность владельца. Если раньше оформление ЭЦП было достаточно затратно (несколько десятков тысяч рублей), то сегодня ее приобретение обходится значительно дешевле и соизмеримо с экономией, полученной за счет снижения госпошлины, — порядка 1000 рублей (в зависимости от типа). Пока для оформления любой ЭЦП нужен бумажный паспорт, но после перевода этого документа в электронный вид время на создание ЭЦП существенно сократится, а значит, увеличится скорость оказания услуг.

Н Нежелательные последствия

Говоря о преимуществах введения электронных паспортов, хотелось бы отметить и проблемы, которыми чревата подобная инициатива.

Во-первых, возрастает риск потери или хищения информации. Хотя на большинстве порталов государственных услуг для сервисов и предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, риски потери, искажения или недоступности информации полностью устранить невозможно. Всегда остается вероятность техногенной катастрофы или человеческого фактора, например превышения должностных полномочий сотрудниками, которые могут пользоваться своим доступом в корыстных или иных неблаговидных целях.

Вторая проблема — усиление информационного контроля. Одновременно с новостью о возможном введении и внедрении электронных паспортов появилась и новость о том, что ФНС в будущем сможет получать в кредитных организациях больше данных о счетах налогоплательщиков в рамках нового порядка направления запросов от налоговой службы в банки. Очевидно, что новый приказ ФНС содержит изменения, которые коснутся вообще всех налогоплательщиков.

Теперь инспекторы налоговой службы смогут запросить у банка данные об открытых счетах, о движении и остатках средств на них. При наличии электронных паспортов у граждан подобные операции будут совершаться гораздо быстрее. Понятно, что введение таких паспортов облегчит принудительное взыскание налогов, поскольку сотрудники ФНС теперь смогут оперативно выявить денежные средства, которыми обладает гражданин и дать указание банкам изъять или заблокировать их. Не потребуется сверять информацию в базе с данными физического паспорта — все будет совершаться максимально быстро.

Получается, что внедрение электронных паспортов и оцифровка всех данных россиян может привести как к утопической картине быстрого получения услуг благодаря высоким технологиям, так и к жесткому контролю и потенциальным злоупотреблениям. Возможным решением проблемы станет применение блокчейна, который позволит всем допущенным лицам, включая самого гражданина, увидеть, кто и с какой целью обращался к его личным данным.

Помните фильм Враг государства?
Враг государства
И это в Америке, где права человека. А что ждет нас? у нас же самые продвинутые хакеры :D продадут нас со всеми потрохами.

bob1982
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 13 апр 2012, 14:54
Пол: мужской
Семейное положение: в браке
Благодарил (а): 28 раз
Поблагодарили: 33 раза

Электронный паспорт.

#2

Непрочитанное сообщение bob1982 » 11 окт 2018, 13:05

да не, норм. В Казахстане давно, ну относительно, такие документы. По мне, так очень удобно. Как только начнут выдавать сразу оформлю.


Вернуться в «Общий форум»